Помимо манипулятивных технологий на выборах, хамства и беспредела чиновников в межвыборный период есть еще способы отлучения граждан от власти. Без введения режима ЧС. Вспомним, к примеру, как в Москве принималось решение о так называемой реновации — келейной по форме и попирающей права собственников жилья по существу. Пока не вмешался президент. Или распиаренный столичный проект «Активный гражданин». Чтобы понять, насколько антураж не соответствовал реальности, был взят целиком один из полугодовых периодов существования проекта. С 1 января по 30 июня. Тогда на портале «Активный гражданин» завершилось 48 голосований. За это же время было опубликовано 341 постановление правительства Москвы (на самом деле принято в полтора раза больше, но всё, что сверх 341, видимо, не предназначалось к публикации в печати). Так вот, ни одно из 48 голосований и ни одна из тем электронных опросов на платформе «Активный гражданин» не совпали с хотя бы одним из 341 опубликованного решения правительства Москвы. Статисты Собянина, конечно, в таком ракурсе начальству не докладывали, потому что задачи не было. Собянин же доложил президенту, какая програждански настроенная власть в столице и как зрело откликаются москвичи на начинания мэрии.
Самый же изощренный, трудно оспоримый и долгоиграющий способ разлучения граждан с государством — это язык власти. Понятно, что язык законодательства, который используется для изложения правовых норм, не может быть бытовым, разговорным. Тем не менее законы адресованы всем и каждому, т. е. неограниченному кругу лиц. Словарь норм права не может быть чрезмерно усложненным. Это же не латынь, которая применяется в медицинской науке и практике для сугубо профессионального общения. И не докторская диссертация. И не формула для разложения на отдельные слагаемые целой неотрицательной степени суммы двух переменных (бином Ньютона). И не геном severe acute respiratory syndrome-related coronavirus 2 (SARS-CoV-2).
Наиболее изобретательны в имплантации терминологических чрезмерностей в законы — правительственные и министерские чиновники, производящие с помощью аффилированных научных учреждений или за счет аутсорсинга бесчисленные доктрины и концепции. Официальные стратегии и стратегические прогнозы адресованы только посвященным — самим себе. У нас нет такой законной нормы, как в ряде европейских стран: «Информацию о государственном бюджете (читай — об экономической политике и пр.) публиковать регулярно в полной, всеобъемлющей и легко понятной для общества форме». Один из последних прогнозных материалов высокого уровня авторства посвящен исключительно важной для нас теме: «Ключевые тенденции развития экономики в среднесрочном периоде, основные макроэкономические риски и факторы неопределенности, а также их влияние на задачи бюджетной политики». Автор — руководство Минфина, поскольку доклад выполнен под его именем. Главный вывод и основополагающий прогноз такой:
Источник: