Широко используемый в западных странах институт тьюторства начинает стадию активного внедрения в образовательную систему России. Уже в 2021 году Минпросвещения РФ начнёт в российских школах апробацию новой системы аттестации педагогов и их перевода на должности учителя-методиста и учителя-наставника. Де-факто это говорит о том, что в России начинается апробация масштабного проекта по внедрению тьюторов. О том, кто такие тьюторы и чем они будут заниматься, рассказывает ИА REGNUM.
Учителя: расширение полномочий или новый функционал?
В интервью «Российской газете» 11 августа глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов заявил о том, что уже через год, в сентябре 2021 года, в российских школах начнётся апробация новой системы аттестации в школе, а также произойдёт внедрение «новых должностей и квалификационных категорий», а именно — учителя-методиста и учителя-наставника. Всё это, по словам министра, «позволит создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов, повысить престиж профессии, и самое главное — обеспечить качество образовательных результатов».
Здесь следует отметить, что должность «методист» в школах уже существует: как правило, в его обязанности входит организация деятельности и консультация педагогов, повышение эффективности их работы, подготовка приказов и ведение отчётности, разработка школьных расписаний и так далее. В этой связи не очень понятно, что в перспективе ждёт школьных методистов: либо их функционал расширится до активного внедрения в педагогическую деятельность, либо будет переформатирован.
Обсуждая тьюторство, сами педагоги признают, что им не очень понятен и конечный получатель работы тьютора: будет ли он работать с каждым учеником класса по отдельности, или это будет неким аналогом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но распространяющейся теперь и на детей без ограничений по здоровью?
Учитель против тьютора: битва стандартов
Чем же, согласно общепринятым стандартам, тьютор отличается от рядового школьного учителя? В традиционных практиках образовательного процесса акцент делается на обучение, а упор на социальную практику и образовательную рефлексию уходит на второй план. В ряде школ, кстати, эту систему пытались изменить — в том числе и через практику интерпретации федеральных госстандартов образования: учителя неоднократно жаловались на то, что на «открытых уроках» им высказывали претензию за отсутствие образовательной саморефлексии у детей в процессе получения знаний.
Источник: