Пятью федеральными министерствами — МВД, МЧС, МИД, Минобороны, Минюстом — руководит президент Российской Федерации. Оставшимися министерствами руководит правительство. Так распорядился президент своим указом, распределяя между собой и правительством подчиняемые ведомства. Вопрос: если президент руководит, к примеру, Минюстом, то что там делает тот, кого именуют министром? Тоже — руководит?
Оказывается и да, и нет. Просто административного русского языка недостаточно, чтобы одним словом объяснить роль министра в министерстве. Чтобы было ёмко и кратко. Наиболее подходящее слово «руководит», но оно уже «занято» президентом и правительством. Повторно использовать его в нормативном тексте — брак юридической техники или правовая коллизия. Поэтому министру предписаны всякие дробности: «возглавлять» министерство, «нести персональную ответственность за выполнение возложенных полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности», «распределять обязанности между своими заместителями» и управлять другими министерскими частностями. Короче, делать всё то, что входит в понятие «руководитель», но без его документального использования.
Абсолютная мелочь, конечно. Крючкотворство. Допустим. Но вопрос-то всё равно остается открытым: если ты не понимаешь, как работают понятия, используемые в нормативных правовых актах высшего уровня, если они существуют только для связки слов, как бэк-вокал, для сопровождения или как фон чего-то неведомого главного, то нет смысла в их использовании. При этом — никакого. Точнее — ищи другой смысл.
Бывает, трудно выписать норму закона. Тем не менее, как шутят, до нас самостоятельно писали только древние греки. Остальные у них переписывали. Если не получается у нас самих, то что мешает воспроизводству в нашем законодательстве четкой и наполненной действительным смыслом записи из конституции одной из ведущих европейских стран: каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела отрасли в русле общих направлений политики, определяемых руководителем государства? Мешает неуверенность. Неуверенность в самих себе, поэтому и недоверие к другим. Слишком смела, видимо, для нас новация — поставить деятельность министерства в прямую зависимость от личности министра или, наоборот — по личности будущего министра подбирать ему портфель министерства.
Источник: