Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович устал и уходит в отставку. Об этом он сообщил немного необычным способом. Глава польской дипломатии заявил в интервью газете Rzeczpospolita: «Несколько месяцев назад мы договорились с премьер-министром Матеушем Моравецким о том, что моя миссия продлится до президентских выборов. Я доволен их результатом, это также в некоторой степени и признак того, что наша внешняя политика была оценена хорошо». При этом Чапутович опроверг предположения, что на него оказывалось давление внутри правящего лагеря. «Не было такого, — сказал министр. — Но я считаю, что сейчас самое время измениться руководству нашей дипломатии».
Необычность здесь в том, что глава МИД, похоже, не счел нужным обсудить вопрос своего ухода с штаб-квартирой правящей партии «Право и Справедливость» (PiS). Как отмечает издание, его декларация удивила функционеров PiS. Источники газеты подчеркнули, что «эту отставку можно было ожидать, но время и способ ее объявления удивляют: у нас сезон отпусков, после такого заявления министр может работать некоторое время, но недолго». Однако мотивацию Чапутовича можно понять. Он возглавил министерство иностранных дел в январе 2018 года. Хотя новый шеф польской дипломатии и работал ранее в этом ведомстве, его все-таки больше воспринимали как профессора, ученого человека. Назначение Чапутовича называли «экспериментом». Об этом откровенно говорил председатель «Права и Справедливости» Ярослав Качиньский. «Не секрет, что мы надеялись, что министерство возглавит другой человек, но, к сожалению, практически в самый последний момент он соскочил», — пояснял лидер правящей партии. Из чего следовало, что Чапутовича воспринимали как технического министра, который не задействован в сложных интригах различных группировок правящего лагеря. Это могло стать плюсом для него, но обернулось минусом.
Министерство иностранных дел в любой стране по своей сути является базовым и государственно образующим. Иногда его шефы выходят вперед, оттесняя даже президентов и премьеров. Можно вспомнить, например, Польшу времен 1930-х годов, когда ее политика ассоциировалась преимущественно с возглавлявшим МИД Юзефом Беком. Но если говорить о Польше постсоветской, то последней яркой личностью среди глав польской дипломатии был, пожалуй, Радослав Сикорский, занимавший эту позицию с ноября 2007 по сентябрь 2014 года в кабинете Дональда Туска. Мы не будем сейчас давать политическую оценку его правления, однако тогда польского министра иностранных дел знали во всем мире. Его последователи были уже иного калибра. Гжегож Схетына, однопартиец Сикорского по «Гражданской платформе», проработавший с сентября 2014 по ноябрь 2015 года, интересовался сугубо внутренней политикой и рассматривал министерский кабинет как трамплин к посту председателя партии. После поражения «Гражданской платформы» на парламентских выборах осенью 2015 года главой МИД Польши стал кадровый дипломат Витольд Ващиковский, проработавший с ноября 2015 по январь 2018 года. Однако он оказался радикальным для самой PiS.
Источник: