Заключенное при посредничестве Вашингтона соглашение между Сербией и Косово о нормализации экономических отношений, быть может, и было направлено на то, чтобы повысить поддержку действующего президента США Дональда Трампа на грядущих выборах, однако само по себе это достижение — шаг в правильном направлении, который позволит сдержать влияние Китая и России в Европе, пишут научные сотрудники Американского института предпринимательства Ивана Стрэднер и Эллисон Шварц в статье, вышедшей 14 сентября в The National Interest.
Президент Дональд Трамп достиг еще одной победы на дипломатическому поприще, объявив, что Косово и Сербия пойдут на нормализацию экономических отношений. В рамках соглашения Приштина признает Израиль, а Белград перенесет свое посольство в Иерусалим. Подобно заключенному в августе историческому соглашению между Израилем и ОАЭ, сделка между Косово и Сербией — это всего лишь еще один инструмент Трампа, направленный на продвижение своей внешнеполитической программы и укрепление своей предвыборной базы перед ноябрьскими выборами. Едва ли среднестатистическому американскому избирателю интересен спор между Косово и Сербией. Однако одно можно сказать наверняка: после более чем десятилетнего безуспешного посредничества ЕС администрация Трампа поспособствовала тому, что Белград и Приштина смогли преодолеть свои разногласия, начав не только продвигать свои экономические интересы, но и процесс поворота на Запад.
Идея налаживания экономических связей Сербии и Косово совсем не нова: обе страны предпринимают шаги к нормализации отношений в этой области с 2017 года. На этот раз и Сербия, и Косово согласились присоединиться к мини-Шенгенской зоне, открыть общий пункт пересечения границы Мердаре, обеспечивать свободу вероисповедания, найти и идентифицировать останки лиц, пропавших без вести в результате конфликта в Косово, а также работать над декриминализацией гомосексуализма.
Тем не менее наибольшее значение в соглашении имеет попытка Трампа дистанцировать Балканы от Китая и России, которые заполнили вакуум власти из-за того, что Соединенные Штаты и Европейский союз не обращали внимания на регион в течение двух десятилетий.
Источник: