В Сочи завершились переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко. Мирная картинка двух улыбающихся лидеров, дружеские рукопожатия. Наверное, так и должно быть в дипломатии.
Однако положение, складывающееся в Республике Беларусь после президентских выборов 9 августа 2020 года, остается достаточно сложным. Массовые акции протеста, идущие в республике больше месяца (с 9 августа по 14 сентября), являются беспрецедентным событием для общественно-политической жизни Белоруссии.
Конечно, у этих акций есть свои западные заказчики и местные координаторы. Тем не менее этот протест упал на благодатную почву — граждане республики устали от «многовекторной» политики, от отказа на интеграцию с Россией в рамках Союзного государства, от недальновидной политики властей во время эпидемии COVID-19.
Если бы не было массового недовольства итогами выборов, оппозиция традиционно бы собирала на свои марши в Минске по 10−15 тысяч, и уже на второй-третий марш они бы выдохлись, несмотря ни на какую поддержку Запада.
Однако спустя месяц после выборов мы имеем принципиально иную картину — протесты не затухают, а местами (Новополоцк, Минск, Гродно, Витебск, Брест) даже радикализируются. И это в условиях отсутствия лидеров протеста.
Идёт война нервов, и хотя митингующие избегают силовых захватов зданий и нападений на ОМОН, власть тоже показывает пределы возможного. Опасность продолжения протестов в том, что власть срывается на жёсткие меры типа водомётов и задержаний во дворах, что создаёт для Лукашенко негативный фон, размывающий единство его боязливого чиновничества. Если число пострадавших в столкновениях станет расти, радикализация протестов пойдёт легче. За примером далеко ходить не надо — Украина.
В то же время, подавляя протесты, белорусские силовики продемонстрировали не только стойкую приверженность действующей власти, но и отсутствие необходимой тактической гибкости, а также чрезмерную жестокость к уже нейтрализованным лицам.
В результате на сегодня в Белоруссии сложились предпосылки к радикализации противостояния как между гражданским обществом и государством во внутриреспубликанских рамках, так и между властной вертикалью Александра Лукашенко и внешним миром, в первую очередь —Западным.
Источник: