Путин ищет ответы на «газовые вызовы» Эрдогана и Алиева — chasodei.ru

Сообщение о том, что «Газпром» заключил с компанией Mytilineos контракт на период с 2020 до 2030 года на поставку газа в Грецию, нельзя относить к событию ординарного свойства. Как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, хотя компания Mytilineos S.A. не формирует весь греческий импорт российского газа, во-первых, «данный контракт важен для России, поскольку поставки газа в Грецию теперь будут осуществляться по новому газопроводу «Турецкий поток», во-вторых, «это соглашение является стратегическим, причем как по маршруту, так и по факту его долгосрочного характера».

Ряд государств сейчас предпочитают краткосрочные соглашения, где цены определяются котировками на рынке здесь и сейчас. При этом Афины не отказались от стремления диверсифицировать поставки газа. Там действует контракт на поставку газа из Азербайджана по TAP — TANAP через Турцию. Но, по мысли Юшкова, Афины считают, что у Баку есть проблемы с добычей газа, он у них выходит достаточно дорогим. Еще одна новость: венгерский газотранспортный оператор FGSZ одобрил инвестиции в строительство газовой перемычки с Сербией мощностью 6 млрд куб. м в год. Ожидается, что по этому маршруту может быть транспортирован газ, который поставляет Россия по газопроводу «Турецкий поток». Но чтобы глубже оценить сложившуюся ситуацию необходимо обозначить сопутствующий описываемым событиям фон. После появления данных Федеральной таможенной службы России о том, что поставки российского газа в Турцию сократились в семь раз по сравнению с предыдущим годом, а по сравнению с весной 2018 году — в 14 раз, многие заговорили о провале проекта «Турецкий поток», на который российская сторона затратила семь миллиардов евро.

Турция, которая когда-то занимала второе место среди крупнейших потребителей «Газпрома», оказалась лишь в первой десятке и стала покупать почти столько же газа, сколько Армения (193 миллиона кубометров в месяц) и даже меньше, чем Литва (272 миллиона кубометров). В результате газопроводы «Голубой поток» и «Турецкий поток» общей емкостью 35 миллиардов кубометров в год остались пустыми: пропускная способность их работает только на 10% от мощности. Фактически можно было вести речь обрушении одной из базовых основ российско-турецких отношений — сотрудничества в сфере энергетики. В тоже время Анкара создала определенные преференции поставкам газа из Азербайджана. Эксперты объясняли это причинами внутреннего экономического кризиса в Турции, что привело к снижению потребления газа. Но почему тогда кризис не сказался на объемах получаемого азербайджанского газа? Тем более что Баку заявляет о планах по увеличению мощностей TANAP с 16 до 24 млрд кубометров в год, а затем и до 31 млрд кубов в год, хотя, по оценке экспертов, у него самого не хватает газа и для собственного внутреннего рынка, по факту ему надо покупать газ у России, чтобы отправлять его на экспорт. Согласится ли Москва принять такой сценарий?

Источник: iarex.ru