Сербия накануне «сделки века»: президент Вучич торопится признать Косово — chasodei.ru

В воскресенье, 21 июня 2020 года, в разгар эпидемии COVID-19, в Сербии прошли парламентские, региональные и муниципальные выборы, которые бойкотировала большая часть оппозиционных партий. Перед нами стоят три вопроса, на которые необходимо ответить.

Почему выборы в Скупщину Сербии должны были пройти во время эпидемии COVID-19, в то время как сербская оппозиция требовала, чтобы они были перенесены на осень? Почему официальные государственные органы спустя три дня после выборов не сообщают данных о явке, в то время как итоги выборов уже более-менее известны? Почему только три партии вошли в сербский парламент и что это означает для будущего сербского государства и демократической системы управления?

Почему выборы были организованы в разгар эпидемии?

Стоит упомянуть, что заместитель директора сербского Института общественного здоровья «Милан Йованович Батут» Дарья Кисич-Тепавчевич в эфире государственного телеканала РТС 19 июня заявила, что сегодняшний коронавирус — «не тот, с которым мы сталкивались в марте-апреле», и что он вызывает менее опасные формы болезни. Через два дня после выборов, 23 июня, Кризисный штаб по борьбе с эпидемией ужесточил ограничительные меры для граждан Сербии, в том числе был введен обязательный масочный режим, а член штаба эпидемиолог Бранислав Тиодорович еще раз подчеркнул, что коронавирус не ослабел и продолжает представлять угрозу для граждан. Почему выборы понадобились президенту Сербии Александру Вучичу именно сейчас, когда оппозиция согласилась участвовать в избирательном процессе осенью? В этом случае бойкота бы не было, все выглядело бы очень демократично, и никто бы не ставил легитимность режима Вучича под вопрос.

Ответов может быть несколько: глобальный экономический кризис, вызванный мерами борьбы против эпидемии, к осени только усилится; эффект сплочения общества, вызванный страхом эпидемии, к тому моменту утратит свое значение; но ключевой аспект — это переговорный процесс об урегулировании статуса Косово. Президент Вучич в данный момент находится под большим давлением представителей администрации президента Соединенных Штатов Дональда Трампа, которые подталкивают его к подписанию этой осенью некоего договора о решении косовской проблемы. Это подтверждается заявлениями оппозиционных косовских политиков, таких как Альбин Курти, которые противятся заключению этого договора, заявлениями американских специалистов по Балканам Даниэля Сервера, Тима Джуды, Эдварда Джозефа и Чарльза Капчана, а также высказываниями европейских экспертов Бодо Вебера и Флориана Бибера. Напомним, что Курти потерял место премьер-министра в правительстве Косово именно по инициативе представителей США — в то же время он получил открытую поддержку от послов Франции и Германии. Все они предполагают, что сделка Трампа содержит пункт о «коррекции границ» между Сербией и Косово, что противоречит стратегии Германии и ЕС в данном вопросе. Германия, которая руководит процессом переговоров о статусе Косово в Брюсселе с 2011 года, резко выступает против любых изменений границ из страха дестабилизации балканского региона, в котором этнические конфликты до сих пор являются весьма актуальными.

Источник: iarex.ru