Первая половина августа 1920 года стала решающей в кровопролитной трагедии, развязанной польскими националистами. Все происходило быстро, колесо Фортуны вертелось с бешеной для истории скоростью. Еще в июле 1920 года всем казалось, что военное приключение Пилсудского и Ко полностью провалилось. Поход на Восток, к давно уже мифическим, но никогда не покидавшим маниакальные видения польского политического создания границам 1772 года закончился крахом, Красная армия перешла в контрнаступление, которое было столь успешным, что даже польские политики начали приходить в состояние, позволявшее им трезво смотреть на авантюры своих вождей.
Теперь военные успехи РККА предполагали для Москвы возможность политических решений. Советское правительство получило предложение об условиях возможного перемирия с Польшей от правительства Великобритании. Эти условия были достаточно выгодными, но 1) т.н. «линия Керзона» не решала проблемы разграничения в Восточной Галиции; 2) Антанта энергично оказывала Польше масштабную военную помощь; 3) решительно ничего не гарантировало того, что после восстановления боеспособности своей армии Пилсудский вновь не бросит ее на восток; 4) время работало на поляков, следовательно, единственным выводом, который казался в этих условиях логичным, становилось продолжение наступления, которое лишило бы противника возможности использовать передышку. Проблема была в том, что в передышке отчаянно нуждались и наступавшие. У них не было организованного тыла, который мог бы обеспечить восстановление потерь и снабжение. Но Москва приняла политическое решение, и оно сделало неизбежным ошибки в военной стратегии. Польский враг под умелым руководством врага французского не замедлил воспользоваться этим.
23 июля 1920 года на заседании Политбюро было принято решение «об организации Временного революционного комитета в Польше». Еще ранее, в 1919 году, в Москве было создано Польское бюро ЦК РКП (б), которое централизованно занималось пропагандой среди польской армии, для этого в части Красной армии было направлено около 7700 польских коммунистов. 28 июля был взят Белосток. 30 июля здесь на многочисленном митинге было провозглашено создание Польского Временного Революционного комитета во главе с Юлианом Мархлевским. В его первом коммюнике определялась задача комитета — заложить основы «будущего строя Польской Социалистической Республики Советов». Фактически формировалось новое правительство, в составе которого были созданы отделы промышленности, сельского хозяйства, пропаганды и агитации, юстиции и чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией. Комитет приступил к созданию органов новой власти на местах. В тылу Западного фронта под Минском началась работа по организации дивизии польской Красной армии. Её намеревались комплектовать из пленных и добровольцев. Работа шла с трудом. «Было ошибкой, — вспоминал через год Мархлевский, — что этот комитет возник слишком поздно, но это объясняется тем, что военные события развивались с молниеносной быстротой».
Источник: