Афганистан в 1920-е. Провал первой модернизации — chasodei.ru

Борьба за установление прочного контроля над огромным регионом Средней Азии и Казахстана ставила в повестку дня Советской власти установление таких отношений с соседними государствами, которые исключили бы возможность использования их территорий для базирования басмачей. Между тем сделать это было очень непросто. Персия долгое время находилась в состоянии, которое попросту исключало прочный контроль над окраинами, единого Китая попросту не существовало, местные власти в персидском Хорасане или китайском Синьцзяне или поддерживали басмачей, или не имели сил для того, чтобы предпринять против них какие-либо меры. Афганистан в начале 1920-х годов казался стабильной страной. Его правитель добился признания независимости на международном уровне и взял курс на построение современного государства — были предприняты попытки создать регулярную армию, полицию, единую налоговую систему, светское образование, медицину. Эмир Аманулла-хан, разумеется, не был революционером, но для традиционного общества, пребывающего в 1340-х годах Хиджры, эти реформы выглядели гораздо более революционными, чем те, которые проводил в России Петр Великий.

Впрочем, преобразования Амануллы имели не только положительные стороны. Резко выросли государственные траты, бюджет страны увеличился с 45 млн рупий в 1924 году до 140 млн рупий в 1928 году. Основным источником доходов бюджета были постоянно увеличивающиеся налоги на крестьян — они достигали 50% его доходной части. Земельный налог в 1919 г. равнялся приблизительно 2,5 руб. за джериб [1], а в 1928 году вырос до 8−10 руб. за первую категорию земли и 5−8 руб. за вторую. Выросло и достигло гигантских размахов взяточничество. Результат был неизбежен. Как отмечал сторонник эмира, «…положение слабых ухудшилось еще более, а требующие справедливости не добивались своей цели». Попытки реформировать армию под руководством турецких, а образование — под руководством французских советников не были особо успешными, зато вызывали большое недовольство традиционалистов. Стремление эмира ограничить исламские традиции в суде и семейном праве, особенно частичная эмансипация женщин привели к яростной реакции сторонников старины. Последней каплей терпения мусульманского духовенства стали попытки введения в стране веротерпимости.

Источник: iarex.ru