Когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в первых числах июня заявил, что «поручил помощникам изучить возможность преобразования собора Святой Софии (музея Айя-София) в мечеть», многими это было воспринято как реакция на очередное обострение в отношениях между Анкарой и Афинами.
Такое бывало и раньше, когда турки по определенных причинам сыпали соль на греческие исторические раны. Потом все успокаивалось, ходатайства о возвращении музею статуса мечети Государственный совет Турции (высший административный суд) заворачивал еще на стадии подачи. И сейчас после сообщений о намерении снова рассмотреть этот вопрос, казалось, что Эрдоган опять блефует. Многие вспомнили, как реагировал Госсовет в 2005 году, когда было направлено первое официальное обращение с требованием отменить решение кабинета министров от 1934 года, придававшее мечети статус музея. Тогда эта история завершилась тем, что в Айя-Софии была открыта молитвенная комната для удовлетворения религиозных нужд христиан и мусульман. Но на сей раз события стали развиваться по иному сценарию. Суд принял решение, что превратить музей в мечеть можно. Но только президентским указом. Заявлялось также, что первое мусульманское богослужение в бывшем соборе может состояться 15 июля — в день годовщины попытки государственного переворота 2016 года.
Турецкие эксперты высказывают предположения, что Эрдоган, получив карт-бланш от Госсовета, будет выжидать с реализацией своей официальной позиции. Внутренние замеры настроений, проведенные турецкими социологами, тем временем показывают, что решение сделать Святую Софию мечетью может быть положительно воспринято электоратом. Однако могут появиться серьезные проблемы в международном плане. Прежде всего, надо понимать, что вопрос об изменении статуса Айя-Софии — это не только о турецко-греческих отношениях, это символ, демонстрирующий отказ Анкары от прозападной ориентации кемалистского типа, ее возвращение в лоно исламского мира, акт виртуальной отсылки во времена расцвета Османской империи. Что может спровоцировать, с одной стороны, резкое противостояние между христианами и Турцией, с другой, изменить геополитику на Ближнем Востоке.
Источник: