Известный польский ученый и политик, депутат Европейского парламента, профессор Здислав Краснодембский выступил с необычной инициативой. В интервью еженедельнику Sieci он представил «Преамбулу к конституции Конфедерации европейских народов» — манифест консервативных европейцев, составленный историком и преподавателем Западного института в Польше и Брюссельского свободного университета Давидом Энгельсом.
«Преамбула» является прежде всего документом идеологическим. И вот как раскрывает эту идеологию польский профессор. Для него Европейский союз — это сумма векторов центров сил. Первым и самым главным выступает, конечно, Германия, хотя ее доминирование невозможно без «автозаводов в Словакии или сезонных рабочих из Румынии». Определенной «головоломкой» для Краснодембского оказывается Франция. Она тоже обладает сильной экономикой, «теоретически» Польша «должна быть для нее партнером в поиске европейского баланса». Однако «Париж смотрит только на юг, полностью забывая о нашей части континента, с которой у него было так много связей до войны». Есть британцы, которые лишь после Brexit «начали относиться к нам более серьезно», хотя и «весьма инструментально», есть «потенциальные союзники — итальянцы» и испанцы. В «некоторых странах нашего региона есть страх перед Востоком, Россией», а «некоторые страны настолько малы, что считают, что не могут существовать без ЕС».
И вот главное. «Мы хотим назвать одну из дискуссий вызывающе: «Славяне — это европейцы?», — замечает польский профессор. — Речь идет о политически некорректном, но сильном нарративе, согласно которому Европа является германо-римским наследием, построенным на руинах империи Карла Великого. Да, наследие, которое расширилось на восток, но через колонизацию. Таким образом, культуру создали они, а мы были только получателями, фактически Европой второго сорта». Это первое. И второе. «Для профессора Энгельса империя Каролингов, а потом Священная Римская империя германской нации является чем-то близким и ценным, — говорит Краснодембский. — В Польше мы смотрим на это наследие немного по-другому. Мы не хотели бы исключать православную Европу, которая родом из Византии, и мы знаем об отличии ее от Латинской Европы. Это европейское разнообразие есть нечто необычное, то, что мы должны ценить». Заметим со своей стороны, если замыкать «православную Европу» только границами ЕС, тогда можно ее сводить лишь к Болгарии, Греции и Румынии, церковные корни которых родом из Константинополя, что в категориях современной политики означает общение с Турцией. Однако если расширять границы, то «православная Европа» — это и Белоруссия, и Украина, но в первую очередь Россия.
Источник: