Ближний Восток: разломы и вальс альянсов — chasodei.ru

Когда в проповеди имама Заповедной мечети Мекки шейха Абдуррахмана ас-Судайса прозвучал призыв к мусульманам проявлять терпимость к немусульманам, сотрудничать с ними, когда шейх ас-Судайс процитировал примеры из жизни пророка Мухаммеда, который поддерживал дружественные отношения с иудеями, многие на Ближнем Востоке восприняли это как знак наступления в регионе новых времен. Если более конкретно, то заговорили о вероятности нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем.

Напомним, что накануне было объявлено о достижении соглашения между Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Израилем. Вообще процесс нормализации отношений между Израилем и странами арабского мира (Египет, Оман, Иордания, Бахрейн поддержали соглашение между Израилем и ОАЭ) сам по себе носит самодостаточный характер, и его можно было бы только приветствовать. Даже с учетом того, что решение палестинского вопроса переводится в иную политическую плоскость, что требует специального анализа и изучения. Но США стали закручивать этот сюжет в сторону противостояния главным образом Ирану и частично Турции. Госсекретарь США Майк Помпео в интервью Fox News заявил, что «ОАЭ и Израиль договорились о создании военного альянса против Ирана для защиты американских интересов и Ближнего Востока». По американскому сценарию, в перспективе к этому альянсу должны примкнуть так называемые «умеренные арабские режимы» Персидского залива. Таким образом, по мысли Помпео, из трех существующих на Ближнем Востоке геополитических разломов — арабо-израильского, арабо-иранского и, потенциально, арабо-турецкого конфликтов, ликвидируется первый, арабо-израильский, который заменяется военно-политическим альянсом, так называемой «осью сдерживания», к которой должны примкнуть Египет, Иордания и Марокко.

Заметим, что ранее Вашингтон делал серьезную ставку на ирано-турецкий раскол, обуславливая это историческим противостоянием двух соседних стран, которые стали, как пишет одно американское издание, «демонстрировать свои возрождающиеся имперские амбиции». После вторжения США в Ирак в 2003 году Анкара и Тегеран начали вместе опасаться того, что американцы поддержат курдов в северном Ираке (что и произошло — С.Т.) Не вдаваясь сейчас в детали, отметим, что Тегерану удалось переиграть Анкару в Сирии. После подписания с «шестеркой» ядерного соглашения стало ясно, что администрация Барака Обамы начала делать ставку в регионе не на Турцию, которой не удалось переломить ситуацию в Сирии, а на Иран. В конечном счете Анкара, Тегеран и Москва оказались в объятиях астанинского процесса по урегулированию в Сирии, так как столкнулись с общими угрозам в лице ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Есть и важные частности: решения курдского вопроса, который активно продвигают в регионе американцы. Если бы Вашингтон поддержал Анкару на этом направлении, можно было бы смело говорить о том, что она вступила бы в альянс с Эр-Риядом и Тель-Авивом. А так Турция и Иран оказываются вместе на антиизраильском фронте.

Источник: iarex.ru