Дёготь украинского Большого Герба. Часть 2. «Щитодержатели» — chasodei.ru

Если в предложенном решении «Почвы» и «Девиза» предложенного проекта украинского Большого Герба можно найти только «неконцептуальную» ошибку, то «Щитодержатели» являются откровенно неудачным решением композиции.

«Щитодержатели» (Supporter, Сторонник) — это фигуры, размещенные по обе стороны от щита и обычно изображаемые как держащие его. В качестве Сторонников изображаются фигуры животных, птиц, людей, святых, фантастических существ и даже архитектурные элементы. Например, «Щитодержателями» на Большом Гербе Испании поддерживают две увенчанные коронами дорические колонны, символизирующие Геркулесовы Столпы.

В Украине в качестве «Щитодержателей» выбрали «Льва» и «Рыцаря с самопалом» (козака, вооруженного мушкетом). И это является ошибкой. По нескольким причинам…

Первая — это игнорирование сложившийся традиции в выборе пары фигур.

В целом в геральдических правилах я не нашел единых принципов подбора «Щитодержателей». Но если нет правила, то следует ориентироваться на принятые образцы. Украина стремится в Европу, а среди европейских государственных гербов на принято изображать в одной паре человека и животное. 19 современных европейских стран в композиции своего Большого Герба в разные времена имели «Щитодержателей»: в семи случаях это пара львов, в трех — это пара людей, еще в трех — пара «животное — фантастическое животное» (лев и единорог, например), в двух — святые, и по одному — пары дельфинов (Мальта) и драконов (Португалия).

И только в одной стране человеческая фигура изображена в комплекте с животными. Это Исландия.

Там на скальной «Почве» гербовый щит (на лазоревом фоне червленый крест с серебряной каймой) сопровождают четыре «Щитодержателя». Это связано с легендой, известной со времен Снорри Стурулсона (XIII век): четыре духа — хранителя Исландии — Великан, Бык, Гриф и Дракон — защитили остров от злого колдуна датского короля Харальда Синезубого. Так что Великана человеком назвать нельзя, скорее фантастическим существом: «Голова его была выше гор, и много других великанов шло за ним» («Сага об Олафе, сыне Трюггви», XXXIII).

Источник: iarex.ru