Для Святого престола исламская Турция предпочтительнее светской? — chasodei.ru

После того, как папа Римский Франциск прервал в воскресенье, 12 июля, свое долгое молчание о судьбе бывшего собора Святой Софии — музея Айя-Софии, указом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана преобразованного снова в мечеть, вопросов посыпалось больше, чем ответов. «Море уносит меня мыслями далеко, в Стамбул, я думаю о Святой Софии, и я глубоко опечален», — загадочно сказал понтифик. О чём именно думал он в этом момент? О том, как весной 1543 года турецкий флот под командованием наместника Галлиполи, урожденного болгарина и вероотступника Сулеймана Балтоглу, осадил Константинополь с моря? Или о каких-то более актуальных исторических событиях?

Недостатков в комментаторах нет. Оживились противники Франциска. «Запоздалое заявление папы свидетельствует о намеренной двусмысленности, — заявил в интервью американскому католическому порталу радикальной направленности Church Militant американский историк Роберт Спенсер. — Что именно его опечалило? Он ничего не сказал. Понтифик опечален тем, что то, что было самым главным храмом в христианском мире в течение почти тысячелетия и центром восточного христианства, превращено в мечеть? Или опечален тем, что этот акт наносит ущерб диалогу, который он так горячо ведет с исламским миром — даже ценой молчания по поводу преследования христиан со стороны мусульман — и демонстрирует, что его партнеры по диалогу далеко не так заинтересованы в терпимости, взаимном уважении и мирном сосуществовании, как он любит делать вид?» За этим стоит недовольство Документом о человеческом братстве, который папа Франциск и Ахмед аль-Тайиб, великий шейх авторитетного университета суннитского мира Аль-Азхар, расположенного в Египте, подписали в феврале 2019 года в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако Каир или Абу-Даби назвать союзниками Турции трудно, более того, в этих странах решение Эрдогана по музею Айя-София критиковали. Так что привязка, сделанная Спенсером, выглядит натянутой.

Не лучше выглядит и иная «защита» понтифика. Например та, которую предпринял главный редактор американского католического портала Crux Джон Аллен-младший. Он связал в единое целое Анкару и Пекин. Как напомнил журналист, папа должен был 5 июля говорить о Гонконге, но промолчал, зато 12 июля неожиданно упомянул Святую Софию, чего не было в предварительно разосланной его речи. Почему? Потому, утверждает Аллен-младший, что между Турцией и Китаем существует большая разница. Первая — это региональная держава, а второй — мировая сверхдержава. В Китае существует значительная католическая община (около 13 миллионов), в Турции живет всего не более 50 тысяч католиков. Эксперты считают Китай территорией потенциальной миссии, поскольку там нет укоренившейся религиозной традиции. Что касается Турции, то Эрдоган укрепляет ее мусульманскую идентичность, о чём говорит решение сделать Святую Софию мечетью снова. «Пуристы, возможно, возразят, что папы не должны участвовать в подобных вычислениях, но на самом деле это евангельский принцип, основанный на слова Евангелия от Матфея 10:16 «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков; итак будьте проницательны, как змеи, и просты, как голуби», — заключает Crux. То есть из Франциска делают обыкновенного бухгалтера.

Источник: iarex.ru