Объявленные в марте 2020 года ограничительные меры в связи с распространением коронавируса фактически сразу же оказали негативное воздействие на всю хозяйственную деятельность в Индии. Согласно данным Центра по мониторингу индийской экономики, в мае безработица составила 24,2%. Как следствие, значительное количество индийцев, не имея никакой финансовой «подушки безопасности», оказалось в весьма стеснённом положении. Следует отметить, что правительство Нарендры Моди сразу же предприняло шаги для смягчения удара, вызванного болезненными, но необходимыми ограничительными мерами. К июню текущего года было принято и реализовано четыре пакета мер по стабилизации экономики и поддержке населения. Однако в мае 2020 года резко обнажилась проблема, связанная с наименее защищёнными слоями общества — неквалифицированными сезонными рабочими, которые нередко находятся внизу иерархичной кастовой системы Индии или вне индуистской веры.
На сегодняшний день в государстве субконтинента Индостан на сезонных работах занято, по разным данным, от 100 до 150 миллионов внутренних мигрантов (более обоснованная цифра 120−130 млн). По информации неправительственной организации «Бюро Адживика» (Aajeevika Bureau), 35% мигрантов заняты в строительстве, 20% в сельском хозяйстве, 16% в производстве. Кроме этого, они работают на транспорте, в туристической отрасли и других сферах услуг. Большинство приезжих оседают в крупных городах, где в зависимости от развитости инфраструктуры и экономики на подобных работах заняты от 30 до 60% от общей численности трудоустроенных. Большинство рабочих мигрантов, до 80%, это мужчины. Подобная статистика неудивительна: если у неквалифицированных сезонных рабочих-мужчин в городе месячная зарплата составляет 18 353 рупии, то у женщин — 14 485 рупий. На сельскохозяйственных работах соответственно 14 024 и 9 895 рупий.
С момента введения режима изоляции приостановили свою деятельность предприятия в большинстве отраслей индийской экономики. К первому летнему месяцу 2020 года в городах относительные показатели безработицы среди приезжих составили от 60 до 85% от общего количества занятых. Сотни тысяч людей оказались без средств к существованию. Комплексный план Нарендры Моди, реализованный в виде пакетных мер по поддержке индийской экономики, принёс определённые плоды, сколько бы его ни ругали политические оппоненты. Однако целевые денежные вливания в различные сферы экономики не затронули «невидимых» людей — внутренних мигрантов. Они оказались в очереди за дотациями от государства не то что последними, скорее, отсутствующими. Владельцы и управляющие предприятий, где работали мигранты, благополучно постарались забыть о своих согражданах. Негативную роль сыграли и региональные власти ряда штатов, принимающих трудовых мигрантов. Первоначально они отказались замечать проблему, руководствуясь тем, что «понаехавшие» являются постоянными жителями других регионов Индии.
Источник: