Недавние изменения в общественной жизни Турции и преобразование собора Святой Софии в качестве мечети являются историческими переломными моментами в «Турции Ататюрка».
Например, глава правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал первого главу Народно-республиканской партии (НРП) и первого президента Кемаля Ататюрка «проклятым за то, что он нарушил свое долговое обязательство». После это же заявление повторил глава управления по делам религии Али Эрбаш во время проповеди с мечом в руке в день открытия Айя-Софии. По «совпадению» в день, когда Святая София вновь стала мечетью, Аныткабир (мавзолей Ататюрка в Анкаре) был закрыт для посещения под предлогом «дезинфекции».
На самом деле, некоторые из реформ, осуществленных при Ататюрке, еще присутствуют де-юре, но не де-факто. Например, закон о шляпах. По закону мужчины по-прежнему обязаны носить шляпы. Никто не может отменить этот закон, но его никто не применяет. Решение открыть собор Святой Софии в качестве мечети — это отмена действующего решения, подписанного Ататюрком. Решение, принятое «первым человеком партии» без консультаций с общественностью 86 лет спустя, снова без консультаций с общественностью было аннулировано другим «первым человеком партии».
Нобелевский лауреат Орхан Памук заявил, что решение сменить статус Айя-Софии является концом светской Турции. В ПСР оценивают решение так же. Для них модернизация и светскость — образ жизни, который был принудительно внедрен. ПСР «спасла» людей от насильно навязанного выбора. Например, Ибрагим Карагуюлле, главный редактор газеты Yeni Şafak, закрывая глаза на экономические и социальные проблемы, говорит: «Сегодня пришел конец периода упадка и надзора — это начало нового периода подъема». Мустафа Армаган, турецкий историк и поклонник Эрдогана, объясняет проповедь главы управления по делам религии с мечом в руке: «Это возвращение Османской империи».
Источник: