Немецкий историк Стефан Ленштадт опубликовал в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung эссе, посвященное ситуации в Центральной и Восточной Европе после окончания Первой мировой войны, сделав акцент на польско-советской войне 1919—1920-х годов в целом и Варшавской битве 1920 года в частности. Сейчас в Польше готовятся торжественно и с пафосом праздновать это событие. Как заявляет польский министр культуры Петр Глинский, «сто лет назад на подступах к Варшаве произошло сражение, которое защитило Старый континент от вторжения варварского большевизма. Оно было включено в число самых важных сражений в мировой истории, потому что остановило амбиции Советской России по завоеванию Европы».
Однако с этим не согласен Ленштадт. Он пишет, что в битве за Варшаву поляки сражались только за себя. «Это правда, что в приказе Тухачевского звучало, что «через труп белой Польши лежит путь к мировому пожару», но это была лишь несбыточная мечта Москвы, — замечает немецкий историк. — Хотя Ленин и его товарищи летом 1920 года еще не попрощались навсегда с мировой революцией, перспектива военного успеха в борьбе с Германией всецело кажется утопией. Даже ослабленный рейхсвер мог легко справиться с Красной армией». По его словам, Варшавскую битву следует интерпретировать не как борьбу с большевизмом и за свободу, а как столкновение национализма и социализма. Это первое. И второе. Ленштадт называет «кровавую враждебность» к коммунизму «величайшей катастрофой» для евреев. «К существующему антисемитизму добавился еще один сильный фактор — концепция иудео-коммунизма, отождествление коммунистов с евреями», отмечает он, как и со всеми другими суевериями, это был «искаженный и селективный» образ. Но итогом его внедрения стало то, что только с декабря 1918 по декабрь 1919 года на территории Украины, где тогда проживало около 1,6 млн евреев, произошло 1182 погрома, в которых погибло около 100 тысяч человек. Более полумиллиона евреев стали жертвами грабежей.
Источник: