Парламентские выборы 2020 года в Грузии обещают населению страны максимальную пестроту состава избирательных субъектов и достаточно пестрый по составу законодательный орган следующего созыва. В результате внесенных в Конституцию и избирательное законодательство страны поправок однократного пользования был установлен 1%-ный избирательный барьер, который вселил надежду на попадание в парламент очень многим доселе безуспешным и малоизвестным политическим партиям.
ЦИК Грузии уже начал процесс регистрации желающих баллотироваться в парламент политических субъектов, и на данный момент таковых оказалось 68. По состоянию на 31 июля, восьми из них было отказано в регистрации. Это такие партии, как «Союз консолидации граждан Грузии», «Национал-христианская партия Грузии» или политическое объединение «Новые», которые практически никакой активностью на политической арене страны не отличались и почти неизвестны грузинским избирателям. Разве что узкому кругу приближенных лиц.
Из остальных 60 подавших заявки на участие в выборах партий ЦИК уже зарегистрировал 32 избирательных субъекта, остальные находятся в процессе регистрации. Среди уже зарегистрированных есть партии, которые участвовали почти во всех выборах в Грузии, но никогда никакого успеха не добивались, так как об этих партиях и их лидерах народ слышал только в предвыборный период, а потом они замолкали до следующих выборов. Например, партия Михаила Салуашвили, которая на этот раз называется «Народный глас союза восстановления справедливости: Господь — наша правда». Он неоднократно баллотировался и в президенты Грузии, правда, безуспешно.
Грузинская оппозиция, которая первоначально сгруппировалась вокруг некогда единого, а ныне распавшегося на составляющие «Национального движения», перед выборами распалась на отдельные политические субъекты, которые решили бороться за депутатские мандаты самостоятельно.
Грузинские так называемые «независимые» эксперты, на самом деле — ярые сторонники нынешней оппозиции, советовали входящим в оппозиционное объединение субъектам единым фронтом выйти на парламентские выборы, дабы одержать победу над партией олигарха Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта». Но у каждой из входящих в оппозиционное объединение «Сила в единстве» партий оказались свои амбиции, а у лидеров этих партий — свои планы относительно распределения должностей в будущем правительстве. И в итоге оппозиционному объединению, тон в котором задавали «Национальное движение» и самое крупное по составу лидеров его ответвление — «Европейская Грузия», удалось договориться о выдвижении единых кандидатов лишь по шести избирательным округам в Тбилиси. И два из них «освоили» кандидаты от «Национального движения», один — от «Европейской Грузии», еще один— поддержанный той же «Европейской Грузией», формально состоящий в рядах «Свободных демократов» Шалва Шавгулидзе, а один округ — Надзаладевский — объединенная оппозиция отвела лидеру Лейбористской партии Шалве Нателашвили в благодарность за поддержку единого оппозиционного движения и предоставление своего офиса под штаб-квартиру объединения «Сила в единстве». А далее между оппозиционными партиями начались недоразумения и разногласия. Особенно четко на пути отдельного участия в выборах стояла и продолжает стоять партия «Национальное движение», неизменным лидером которой остается экс-президент Михаил Саакашвили. Хотя основной костяк лидеров этой партии после неудачных для оппозиции парламентских выборов 2016 года покинул ее ряды и основал свою партию — «Европейская Грузия», а другие бывшие лидеры отошли от нее гораздо раньше, в первые годы правления «Грузинской мечты» (те же «Гирчи» или Георгий Вашадзе с его «Новой Грузией»), и у «Национального движения» в нынешнем, доживающем свой век парламенте осталась всего одна фракция из семи депутатов, соратники Саакашвили продолжают считать себя самой рейтинговой и самой популярной партией, а потому претендуют на большинство мажоритарных мандатов и на ключевые посты в будущем, пусть даже коалиционном правительстве.
Источник: