Кто знает, чем именно руководствовался президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, когда принял решение преобразовать собор Святой Софии — музей Айя-София в мечеть и назначил первую мусульманскую службу на пятницу, 24 июля, день подписания Лозаннского договора, определившего контуры современной Турецкой Республики. Версий выброшено множество, но мы сейчас не о них, а о той реакции, которая последовала на этот исторический шаг турецкого президента. Поступок Эрдогана пребывает сразу в двух измерениях — духовном и светском. Он вроде бы и сделал мечеть из христианского собора, но сделал это своеобразно. Виртуальные панели, которые распоряжением президента были наложены на православные фрески, говорят о том, что Святая София сегодня стала чем-то странным. Это и не мечеть, и не храм, и не музей. Это какой-то аналог языческих античных Афин, где апостол Павел увидел Христа в жертвеннике Неведомому Богу. Поэтому и после решения Эрдогана некоторые греческие православные, в частности в Австрии, продолжают рассматривать собор Святой Софии по-прежнему церковью, которая никогда не могла подвергнутся осквернению, даже если ее эксплуатировали в виде мечети после завоевания Константинополя в 1453 году, а затем использовали как музей. Для таких верующих Айя-София продолжает оставаться частью православной литургии, и в ней христиане все равно чувствуют себя как дома. Конечно, нынешние турецкие власти увидят в подобных заявлениях прежде всего греческий след и будут стараться перевести все в конфликт между Анкарой и Афинами. Но это не «съедят» в окружающем Турции мире.
Преобразование Святой Софии в мечеть не получило единодушное приветствие даже среди мусульман. Катар, Ливия и Иран поздравили Эрдогана с его «смелым решением», однако Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Саудовская Аравия обвинили президента в использовании ислама для получения поддержки электората. Негативные отклики последовали со стороны Индии и не только. С резкой критикой выступил президент Федерации католических епископских конференций Азии кардинал Чарльз Маунг Бо. Архиепископ Янгона заявил, что «последовательно и страстно» отстаивал защиту религиозной свободы как на своей родине, Мьянме, так и в других странах Азии. «Я часто выступал в защиту преследуемых мусульманских народов в Мьянме, и я буду продолжать делать это без колебаний и недвусмысленно, — сказал он. — Ибо истинная свобода вероисповедания требует уважения к свободе исповедания других, а также защиты своей собственной свободы. По этой причине решение Турции превратить собор Святой Софии в мечеть огорчает меня». И напомнил, как преследуют мусульман в его собственной стране, а также в Китае, Шри-Ланке и Индонезии.
Источник: