Спустя четыре года после 4-дневной апрельской войны в Карабахе разразился новый военно-политический кризис в армяно-азербайджанских отношениях. Власти Азербайджана, проявляя недовольство неуступчивостью правительства Никола Пашиняна в карабахском вопросе и отсутствием поддержки стран-посредников Минской группы ОБСЕ по принуждению Армении к односторонним уступкам, внезапно решили в условиях пандемии инициировать новую антиармянскую военную провокацию. Наблюдатели не исключали очередной вспышки военного очага в зоне карабахского конфликта в силу отсутствия очевидного прогресса за столом переговоров.
Публичной полемике эксперты предполагали, что эпицентром очередной волны конфликта станет непосредственно армяно-азербайджанская граница между Тавушским и Товузским районами. Это уже после «драки» Станислав Тарасов напомнит, что «апрельский кризис» 2016 г. вроде изначально начался также с оппозиционных перестрелок на данном участке армяно-азербайджанской границы.
Следует отметить, что в мае 2018 г., воспользовавшись революционными потрясениями и сменой режима в Армении, азербайджанская армия в Нахичевани провела известную Гызыл-Гюннутскую операцию, в результате чего были заняты некоторые стратегические высоты в нейтральной полосе (включая высоту Гызылгая в Шарурском районе). Данная операция позволила азербайджанской армии получить возможность установить огневой контроль над стратегической армянской коммуникацией — автодорогой Ереван — Горис — Лачин — Степанакерт. Одновременно с этим азербайджанские войска 3-го корпуса выдвинулись в направлении Тавушского района Армении и заняли высоту Каракая (Севкар — по-арм.).
Иными словами, Азербайджан предпринял превентивные оперативно-тактические действия для установления контроля над важными высотами, которые могут быть задействованы в случае широкомасштабной войны против Нагорного Карабаха с целью блокирования военной помощи из Армении в Арцах. Почему подобное в 2018 г. не подверглось резкому пресечению с армянской стороны? Кто-то скажет, что данное действие произошло в условиях пересменки власти и отсутствия военно-политического опыта правительства Н. Пашиняна. Так или иначе, но факт остается фактом, и Азербайджан улучшил свои позиции на указанных направлениях.
Источник: