Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и канцлер ФРГ Ангела Меркель провели очередные переговоры в режиме видеоконференции, в ходе которых главным образом обсуждалась ситуация в Средиземном море. Анкара придает этого диалогу особое значение. Не случайно на переговорах с турецкой стороны присутствовали глава МИД Мевлют Чавушоглу, министр национальной обороны Хулюси Акар, глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан, глава Управления по связям администрации президента Турции Фахреттин Алтун, официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын. В этой связи канцелярия Эрдогана сообщила, что Анкара «выразила удовлетворение усилиями госпожи Меркель по решению проблемы в Восточном Средиземноморье, вызванной наносящими ущерб региональному миру шагами Греции и стран, которые ее поддерживают».
Берлин, который сейчас председательствует в ЕС, сталкивается сейчас в Восточном Средиземноморье со сложной геополитической картиной. Потенциально там складываются предпосылки для конфликта трех стран НАТО — Франции, Турции, Греции. И Германия пытается начать между ними диалог и процесс деэскалации. Но сразу возникают проблемы. После того, как Брюссель лишил Анкару перспективы интеграции в ЕС, Берлину, как выразился один российский эксперт, приходится вести диалог с Анкарой без «морковки», которую можно показывать Эрдогану, хотя в ЕС только восемь стран поддерживают позицию президента Франции Эммануэля Макрона, призывающего «проучить Эрдогана». Исчезла комбинация, позволяющая воздействовать на Анкару через Вашингтон, так как президент США Дональд Трамп, поддерживающий контакты как с Анкарой, так и Афинами, в отношении проблем турецко-греческих противоречий и ситуации в Восточном Средиземноморье отошел в сторону, возлагая на европейцев новую ответственность.
Эрдоган, видя такое положение дел, не стесняется в критических выражениях в адрес Макрона. Не работают механизмы НАТО. Турецкая газета Cumhuriyet, считает, что «НАТО в абсолютном тупике, а Восточное Средиземноморье превратилось в морскую зону конфликта». Франция в отношении Турции и Турция в отношении Греции используют фактор силы, а не дипломатии. В такой ситуации Меркель пытается перенести, во-первых, формат отношений с Эрдоганом в сферу личных контактов, во-вторых, пробует переместить эпицентр борьбы Парижа с Турцией с Ливии на ось Греция — Кипр, полагая, что так удастся выйти на традиционное разрешение проблем между Грецией и Турцией. В Германии утверждают, что Меркель любит часто приводить один из афоризмов покойного президента Чехии Вацлава Гавела: «Надежда — это уверенность в том, что все происходящее имеет смысл вне зависимости от конечного результата». И Меркель надеется.
Источник: