Минфин откажет нефтяникам в льготах. Их возместят потребители бензина? — chasodei.ru

Минфин планирует вернуть потерянные доходы бюджета от введения налога на добавленный доход (НДД). Ранее, как сообщило издание «Известия», финансовое ведомство оценило их в 213 млрд рублей. На самом деле, все помнят, Минфин прекрасно знал какими, так сказать, потерями может обернуться эксперимент по введению НДД и был, кстати, ярым противником этой меры. А мера вводилась для стимулирования инвестиций в разработку труднодоступных месторождений и новых скважин. Подготовленный сейчас Минфином законопроект, имеющийся в наличии «Известий», предусматривает временно новый режим, действующий до конца 2023 года, при котором по ряду месторождений планируется индексация коэффициента налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), включенного в платеж по НДД. Еще одним новшеством является заложенная законопроектом необходимость актуализации запасов компаний, от уровня которых зависит размер налоговых льгот, при этом объем ресурсов не пересматривался с 2006 года. Эксперты, как пишет издание, назвали готовящуюся реформу обоснованной, но предрекли по сути сворачивание некоторых проектов. По их мнению, ужесточение режима НДД может сделать часть проектов нерентабельными.

Отметим, что при сложившейся на мировом рынке цене на нефть и избытке ее предложения сейчас вряд ли кому-то нужно в принципе наращивать добычу, и поскольку предлагаемая Минфином реформа носит временный характер, то отчасти ее можно считать оправданной. Однако за кадром остается много тревожных вопросов.

По мнению собеседника издания, реформа Минфина нужна не столько для возмещения потерь, которые бюджет понес из-за злоупотребления рядом компаний режимом НДД в 2019 году, сколько для донастройки системы, мол, «неприятно получать каждый год минус 200 млрд рублей, особенно в нынешних условиях. Все ключевые изменения режима постоянные и не связаны с компенсацией». Какие такие злоупотребления имеет в виду оппонент?

В своем обзоре эксперимента по переходу на НДД аналитики независимого национального отраслевого консультанта по вопросам развития ТЭК России — компании VYGON Consulting подчеркивают, что переход на НДД — это правильная системная мера, и постепенное расширение периметра необходимо, но для его корректной настройки профильным регуляторам требуется подойди к вопросу анализа эффективности пилотных проектов системно. По их мнению, должна быть создана система мониторинга и бенчмаркинга затрат на месторождения, перешедшие на НДД, что даст государственным органам возможность контролировать налоговую базу НДД, а компаниям позволит избежать обвинений в неправомерном увеличении затрат. Между тем аналитики указывают, что, «с другой стороны, практика применения действующего закона о НДД показала, что компании зачастую не могут списать экономически обоснованные расходы при добыче (например, затраты на строительство инфраструктуры, расходы при выполнении буровых работ собственными силами и пр.). При этом в выручку для расчета НДД включаются несуществующие доходы (например, от реализации 95% попутного нефтяного газа). Также в налоговую базу НДД включаются дополнительные доходы от добычи природного газа и конденсата на участке недр, но ставка НДПИ на газ и газовый конденсат сохраняется на уровне действующей налоговой системы. Подобные нормы закона направлены на увеличение доходов бюджета, но это не должно происходить за счет необоснованного увеличения налоговой базы НДД, и закон в этой части также должен быть скорректирован».

Источник: iarex.ru