Всеобъемлющее перемирие на Донбассе, объявленное 27 июля этого года, все больше становится похожим на «сказку для взрослых». Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на конец августа насчитала 829 нарушений нового «режима тишины», а с начала сентября — еще 120 нарушений этого режима. Ожидать полного прекращения огня было бы наивно и глупо: ведь район переполнен оружием, а эффекта «блуждающего танка» или тем более «блуждающего автомата» еще никто не отменял.
Президент Украины Владимир Зеленский с радостью заявлял, что «уже 39 дней подряд на Донбассе нет военных потерь» (на сегодняшний день уже 42 дня), и эту радость можно только разделить.
Но отсутствие потерь никогда не означало деэскалации конфликта. С сентября 1939-го по май 1940 года на германо-французском фронте шла «странная война» — выстрелов почти не было, потерь (после глупого наступления французов в Сааре) вообще не было, а не последней проблемой французской армии было отсутствие пипифакса. А ведь Вторая мировая была уже в разгаре, Гитлер громил Польшу, Данию и Норвегию. И готовил план «Гельб», закончившийся капитуляцией Франции и англо-французской бедой под Дюнкерком.
Линия разделения сторон на востоке Украины — это, конечно, не «линия Мажино» и не «линия Зигфрида», но и там буянят свои страсти. И нет уверенности, что целью этих страстей является устойчивый мир. Эскалация сейчас выгодна и Донецку с Луганском, и Киеву.
Первым необходимо как-то нивелировать негативный эффект шахтерских протестов начала лета и, что не менее важно, обеспечить физическое существование подконтрольных им территорий. В том числе и водой, но об этом чуть позже…
Киевской власти тоже необходимо купировать негативный эффект своего же прокола — лишения значительной части своих граждан избирательных прав, и мобилизовать население в канун местных выборов.
Все это проще всего делать путем актуализации темы «враг нападает!».
Источник: