Любые попытки решения карабахского конфликта в нынешнем формате, обособленно от региональных процессов и без изучения глубины проблемы, ее причин и возможных последствий, обречены на неудачу. Ведь карабахский вопрос возник не в 1991 и даже не в 1988 году.
Заявления Турции о поддержке Баку и готовности пойти на установление отношений с Арменией только после проазербайджанского решения карабахского вопроса, а также угрозы Азербайджана взять Ереван — не просто попытка оказать давление или обыденная воинственная риторика, направленная на внутреннюю аудиторию. Все шаги и действия данного альянса открыты, а планы откровенны. Это не территориальный конфликт, каким он видится со стороны. Если бы это был вопрос территории, то два народа давно нашли бы решение, но даже при его отсутствии не было бы той вражды, ненависти и крови, которая сопровождает регион уже много лет.
В действительности нет отдельной карабахской проблемы как таковой. Карабахский вопрос — это часть большого армянского вопроса, права армянского народа жить на своей исторической родине. Это право уже много лет оспаривается пришлым тюркским этносом, который при каждой удобной международной ситуации делает еще один шаг к реализации своей программы.
И все, что предпринималось ими в регионе, имело целью очистить Армянское нагорье от армян — резня и погромы конца 19-го века, Геноцид армян в Османской империи в 1915 году, оккупация Западной Армении и части Восточной Армении Турцией, появление Азербайджана на карте сто лет назад и передача ему в 1921 году армянонаселенных районов Нахичевань и Карабах (вспоминая о международном праве, Азербайджан почему-то в данном случае умалчивает о незаконной аннексии и оккупации чужих территорий), этнические чистки и демографические изменения в этих автономиях…
Карабахский вопрос — это маленький, но ключевой аспект для всего региона, в котором Азербайджан — всего лишь тактическая фигура турецкой стратегии.
Долгосрочный мир, политический, экономический и культурный расцвет и развитие Армении рассматриваются в Анкаре как реальная угроза для экспансионистской политики Турции, над которой как дамоклов меч висит признание Геноцида армян, восстановление в своих правах и моральное, материальное, территориальное возмещение потерь армянского народа. А значит, для Турции есть только одна альтернатива — полное ослабление и практическое уничтожение Армении.
Источник: