О концептуальности России. Революция в знаниях. Часть 6 — chasodei.ru

Статья продолжает цикл статей по концептуальности России (предыдущая статья здесь).

Обычно под революцией знаний понимают научные открытия, смену парадигм и цифровизацию. Мы обратим внимание на другое.

Есть ряд факторов, порождающих дополнительные проблемы и вызовы. А именно: взрывной рост объема информации и высокий темп ее обновления; растущая необходимость межфункционального и целостного подходов во всем; необходимость наблюдаемости всей (мировой) информации по теме; необходимость открытости всей информации и ее общественного характера; снятие барьеров и дифференциации/отсева информации по критериям «свой-чужой» и «правильно-неправильно».

Это делает все более увеличивающимся разрыв между любым частным видением человека, группы людей (научная школа, проектная группа, соцсеть, википедия) и целостным видением человечества, его коллективным знанием. Частное видение становится заведомо неполным, научно и экономически неконкурентоспособным, переходящим в ретроградное. Человек все менее способен самостоятельно и динамично отследить все обновления и понимать, в каких отраслях знаний они возникли по его теме, ее цельному и растущему контексту.

Само «целое» тоже усложняется. Может существовать в трех состояниях – как разрозненные данные по теме (факты, явления, Big Data); как наборы онтологии и мировоззрений по теме (что является признаком постмодерна, метамодерна); как функциональная модель с открытым или скрытым алгоритмом («черный ящик» искусственного интеллекта, ИИ). Целое становится результатом не только знаний человека, но и ИИ тоже. Последний становится соучастником или самостоятельным первооткрывателем нового.

ИИ в части целого начинает выступать в четырех лицах и функциях: как агрегатор и сумматор частных знаний (операционализм целого); как исполнитель информационных запросов («нырнуть в бездну», операционализм из целого, «со-весть»); как отслеживающий появление новых знаний в мире по теме в режиме онлайн (мониторинг актуального); как самостоятельный генератор новых знаний – открытий, аналитики, прогностики, гипотез, аналогий (переноса, обобщений, абстрагирования).

Источник: iarex.ru