Правительству расслабиться не удастся: в постковидное время неизбежна оптимизация целей и задач народного хозяйства и их ресурсного обеспечения в правильном значении термина «оптимизация». То есть — не по одежке протягивай ножки. Не всем сестрам по серьгам, а выделить первостепенное и выдать этому первостепенному столько, сколько надо. Например, на охрану: территории страны и здоровья её граждан. Здесь должно быть по потребностям, а в остальном — по возможностям. Всё одновременно первостепенным быть не может.
Придется секвестировать в одних частях федерального бюджета и перераспределять других. Заглянуть во все закрома и закоулки, но не передоверять эту работу автору состоявшейся бесславной «оптимизации» — Минфину. Этой центральной трансмиссии страны давно требуется перенастройка извне. По субъективным причинам само переналаживаться ведомство Гайдара-Чубайса-Касьянова-Кудрина-Силуанова не захочет. Оно привыкло быть арбитром во всех и на всех без исключения народно-хозяйственных направлениях, оставаясь в стороне от общественного-государственного контроля, и открыто жить своей закрытой жизнью. Потому что слишком много значит для страны и много чего знает. Ему чересчур много дозволено федеральным законодательством, которое оно же и разработало.
Кадры в Минфине сосредотачиваются тоже такие, которых легко производят в замминистра и даже в министры других, не финансовых отраслей народного хозяйства. Бывает, ненадолго и без особой пользы для отрасли. Например, как это было с министрами М. Котюковым и М.Орешкиным. Министр энергетики А. Новак — тоже бывший замминистра финансов — работает с 2012 года. Надолго ли сохранит должность министра труда и соцразвития А. Котяков, тоже бывший замминистра финансов, увидим.
У болгар есть свой эквивалент идиоме «дьявол таится в деталях», а именно — «маленькие камешки переворачивают повозку». Применительно к Минфину такими маленькими камушками является минфиновский словарь. Он сплошь состоит из монетарной «латыни», доступной только тем, кто воспитан в международной монетарной системе. Другим, в том числе гражданам нашей страны, особенно гуманитариям, приходится делать вид, что всё понимают. Не случайно Минфин даже придумал такую опцию как «Бюджет для граждан». Начиная с 2015 года, ведомство ежегодно проводит открытый публичный конкурс проектов «по представлению бюджета для граждан для физических и юридических лиц в формате, обеспечивающем открытость и доступность информации об управлении общественными финансами». В Минфине чувствуют, что переигрывают с терминологией и пытаются что-то предпринять. Так, в Бюджетном кодексе поменяли бюджетный принцип гласности на принцип бюджетной прозрачности (открытости), включающий доступность, который ничего не изменил по существу понимания. Всё как в кино. Был такой фильм, по сюжету которого столичного социолога пригласили поизучать организацию производственного процесса на крупном предприятии. Специалист тот был дотошный, не пропускал ни одной мелочи. Ему показалось странным и трудно объяснимым, почему в одной рабочей смене в токарном цехе бесперебойно и моментально мастерам выдавался резцовый инструмент и другой расходный материал, а во всех остальных рабочих сменах это происходило с большой задержкой и тормозило всю производственную программу цеха и далее — по сей производственной цепочке. В конце концов оказалось, что всё дело в мелочи, в детали: в хитроумном поведении одного складского оператора. Чтобы слыть незаменимой, женщина размещала резцовый инструмент по камерам хранения по своей схеме так, чтобы её сменщики и другие сотрудники склада не сразу могли сообразить, где что искать. Им приходилось всякий раз терять время. Отсюда — задержка.
Источник: