США — самая сильная страна, обладающая крупнейшей и самой производительной экономикой в мире. Нет никого, кто мог бы сравниться с американскими военными по мощи. Более того, в распоряжении Вашингтона также находится непревзойденный потенциал «мягкой силы»: культура и ценности страны имеют глобальное значение. Тем не менее попытка администрации Дональда Трампа руководить миром из Белого дома таким образом, как будто союзные государства — не что иное, как вассалы Вашингтона, потерпела неудачу. Самые отчаянные противники Америки, включая Венесуэлу, Иран, Северную Корею и Сирию, дали отпор давлению США. И когда США настаивали на необходимости надавить на Тегеран, европейские правительства встали на сторону исламской республики.
Возможно, наиболее опасными для США являются всё более тесные, хотя и ограниченные связи между Китаем и Россией, которых, несмотря на напряженность между ними, объединяет общая антипатия к Вашингтону, пишет Даг Бендоу в статье, вышедшей 9 сентября в The National Interest.
Бендоу обращает внимание на то, что сближение Москвы и Пекина не было исторически предопределено: после развенчания культа личности Иосифа Сталина Никитой Хрущевым отношения между двумя странами стали быстро портиться, и в 1969 году даже произошла необъявленная война на границе, которая длилась несколько месяцев.
В этих условиях бывший президент США Ричард Никсон пошел на трансформацию отношений США и КНР, которая после кончины Мао Цзэдуна и начавшихся экономических реформ превратилась в важного торгового партнера. Впоследствии Москва, стремясь закрыть эту брешь, добилась нормализации отношений. Когда же холодная война закончилась, не было причин считать, что США окажутся в противостоянии и с Москвой, и с Пекином.
Подобное развитие событий стало возможно тогда, когда Запад развернул экономическое давление против России, побудившее Москву и Пекин вывести свои отношения на новый уровень, хотя о заключении официального альянса пока речь не идет. Тем не менее сближение двух стран продолжается: их лидеры Владимир Путин и Си Цзиньпин встречались более 30 раз. Кроме того, глава КНР недавно призвал оба государства «выступить против гегемонии и односторонних действий» понятно какой страны.
Источник: