Приднестровской Молдавской Республике — 30 лет. По историческим меркам это уже достаточно солидный срок для жизни государства, и повторять сейчас избитую фразу о том, что «республика состоялась», довольно банально. Она состоялась по меньшей мере 20 лет назад, когда оформилась политико-экономическая система, развивающаяся без потрясений по сей день, а в социальном плане Приднестровье как государство состоялось еще раньше. На фоне своих соседей Приднестровье остается небольшим, но крепким островком стабильности — никаких «цветных революций» здесь не было и не предвидится. И это при том, что ни в экономическом, ни в политическом смысле Приднестровье вовсе не является осколком Советского Союз: от коммунистической идеологии здесь отказались еще до распада СССР; в 90-е и 2000-е здесь шли те же процессы приватизации и накопления капиталов, как и в других постсоветских республиках. Так почему маленькому непризнанному государству удается сохранять стабильность, в то время как соседей сотрясает перманентный внутриполитический кризис?
Идеология интернационализма
Задолго до распада Советского Союза в национальных республиках проводилась политика «коренизации» партийного аппарата, развития и поддержки национальных культур, взращивания национальной интеллигенции. Эти, в общем-то, благотворные процессы обернулись возникновением националистических представлений среди республиканских элит. И именно национализм стал миной, подорвавшей советскую государственность.
В постсоветских государствах национализм получил возможность для роста и самореализации, причем он целенаправленно поддерживался со стороны Запада. Идеология интернационализма считалась опасным советским анахронизмом и подавлялась в суверенных государствах. Эту идеологию называли проявлением сил реваншизма и великорусского шовинизма. Прошло 30 лет развития постсоветских государств по националистическому пути, и какие мы видим результаты — Грузия, Украина, Молдавия, и отчасти даже Белоруссия. Главный результат — failed state — неудавшаяся государственность.
Источник: