Развивать Архангельский порт, дублёр Мурманского – что показали две войны — chasodei.ru

Архангельск был задуман не на берегу, а вдалеке от моря. На берегу с 1550-х в течение почти 40 лет стоял английский порт Святого Николая. Чтобы избавиться от чужого влияния, не рискуя быть захваченным с моря, русский порт устроили в 30 верстах — у Михайло-Архангельского монастыря. На пути врага лежала дельта Северной Двины с ее плутающими протоками, мелями и путаницей островов. Система защиты работала до момента, когда нападение на город с моря стало нереальным — до середины XX века. После чего Архангельск перестал радоваться своему укрытию.

Еще в Первую мировую для решения проблемы сложной проводки судов участок порта перенесли в Экономию, проложив по берегу реки для вывоза с нее грузов железную дорогу. На Севере так делали почти 1000 лет. Вдоль берега Ледовитого океана столетия работала система волоков, безопасно дублирующая морские перевозки по рекам, текущим параллельно берегу океана. Экономия в Первую мировую и Великую Отечественную могла бы стать основным участком архангельского порта, если бы не узкое место — мост через реку Кузнечиху. Капитальным его в обе войны не успели сделать, построили деревянным. Часть нагрузки нес лед реки, а он зависел от погоды. Зима 1944 года оказалась теплой, и 70% грузов задержались на Соломбальском острове.

С Гражданской войны Экономия практически не работала — не было объемов грузов, порт пришлось восстанавливать почти с нуля. Когда необходимо работать через неготовый порт, каждый день для людей и руководителей становится подвигом. По причине недальновидности. Такой трудовой подвиг совершили архангелогородцы-портовики на участке Экономия в 1941—1945 годах, где приходилось тяжелее всего. Усилиями всех участков на 1 января 1945 года грузооборот порта составил 6390,8 тыс. тонн!

Сергей Эдлинский, историк:

«С наступлением зимы должны были появиться льды в Белом море. А бар Северной Двины — подход к основным районам Архангельского порта — совсем замерзнуть. … В аванпортах Архангельска — Северодвинске и Экономии — еще с осени начали готовиться к приему судов.

Источник: iarex.ru