«Совет Безопасности вновь подтверждает приверженность всех государств-членов ООН сохранению суверенитета и территориальной целостности Сербии. Косово гарантируется широкая автономия и самоуправление в рамках Сербии». Именно так Резолюция 1244 СБ ООН предусматривает окончательное решение проблемы статуса Косово и Метохии. Напрашивается вопрос — отказался ли Белград, подписав соглашение в Вашингтоне, от этой, к слову, официальной государственной позиции, и признал ли он независимость южного сербского края?
Нет, Сербия не признала самопровозглашенную государственность так называемого Косово. Но это не значит, что упомянутое соглашение, разработанное и предложенное действующей администрацией Белого дома, автоматический является «исторической победой» для Белграда. Соглашение хоть и не подразумевает формального отказа от суверенитета над Косово и Метохией, влечёт за собой ряд невыгодных для Сербии последствий, прежде всего на внешнеполитическом уровне. Прежде чем перейти к анализу упомянутых сторон соглашения, давайте посмотрим, почему оно не является признанием Косово с стороны Сербии.
Вашингтонское соглашение — не международный договор, а экономико-политический внедоговорной акт
В соответствии с международным правом, государство может быть признано и подписанием международного договора (англ. treaty). Чтобы такое признание по умолчанию произошло, в договоре должны быть четко обозначены стороны-подписанты и их полное государственное наименование. Текст соглашения должен свидетельствовать о четком и недвусмысленном намерении обеих сторон признать друг друга в качестве независимых государств. Этого в соглашении, подписанном в Вашингтоне, нет.
В нём не используется название «Республика Косово» или любое другое наименование, которое указывало бы на то, что Приштина в данном случае выступает как государственное образование с полной международной правосубъектностью. В соответствии с конституцией Сербии и действующей резолюцией 1244 СБ ООН, южный сербский край не является государством и не располагает так называемым ius contrahendi, вернее, способностью заключать международные договоры. По отношению к Сербии так называемое Косово не имеет право выступать с позиций суверенного государства — как автономный край оно может заключать с Сербией внедоговорные политические соглашения. Такого мнения придерживается и признанный эксперт по международному праву Энтони Ост, который подчеркивает, что государство не может заключать обязывающие международные договоры с частью своей территории. Если в подобных ситуациях всё-таки возникает потребность подписать соглашение, пишет Ост, тогда этот документ нужно воспринимать как политический акт, необязательный к исполнению — таким образом можно избежать последствий признания по умолчанию.
Источник: