На днях известное турецкое издание Yeni Safak в статье, явно приуроченной к 100-летию подписания Севрского мирного договора, анализируя нынешнее геополитическое положение Турции на Ближнем Востоке, призвала «не поддаваться романтическим иллюзиям нынешней борьбы Анкары за статус главной региональной державы».
По мнению издания, «на самом деле Турция продолжает находиться под тенью Севра, сталкивается с нерешенными проблемами, оставшимися в регионе после окончания Первой мировой войны», а задача исследователей и политиков — «приподнять плотную завесу, до сих пор скрывающую последствия той войны, после которой последовал распад Османской империи и в регионе на ее осколках появились новые государства». «Нет никакой необходимости ходить вокруг да около, — считает Yeni Safak. — Пора все назвать своими именами». Недавно к этому призывал и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган: «В 1920 году они нам показали Севр (Севрский договор), в 1923 году вынудили к Лозанне (Лозаннскому договору). Кое-кто пытался ввести нас в заблуждение, представляя Лозанну в качестве победы. Разве это победа?» Анкара уверена в том, что «продолжается игра, как в шахматы, по установленному не ею порядку и постоянно меняющимися игроками».
Кстати, премьер-министр Армении Никол Пашинян в приветственном обращении к участникам научной конференции в Ереване, приуроченной к 100-летию Севрского договора, призвал исследователей провести «объективный анализ этого документа, подписанного сто лет назад, и событий, которые ему предшествовали». Он отметил, что «спустя столетия после потери независимости власти Армении впервые подписали международный договор с великими державами мира». Более того, по его словам, «договор также установил бесспорную историческую связь армянского народа с Армянским нагорьем, где армянский народ жил, тысячелетиями создавал государственность и культуру». Пашинян неслучайно обратил внимание на необходимость анализа событий, которые предшествовали Севру. Прежде всего, отметим, что Северский договор так и не был ратифицирован турецкой стороной, он был заключен с султаном, который фактически не обладал в стране властью.
Источник: