Официальные представители Китая и Индии провели две встречи в Москве с целью добиться деэскалации напряженности, вызванной недавним инцидентом на границе. По мнению наблюдателей, стремление России выступить посредником в территориальном споре между Китаем и Индией является указанием на то, чем рискует Москва в случае обострения конфликта между двумя ее обладающими ядерным оружием соседями в Азии, пишет Лаура Чжоу в статье, вышедшей 12 сентября в South China Morning Post.
С начала сентября официальные лица КНР и Индии провели две встречи на высшем уровне — обе в Москве, на полях встречи глав Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Обе встречи были направлены на то, чтобы разрядить напряженность, вызванную военным, произошедшим в мае вооруженным противостоянием на границе двух стран в Гималаях.
Вторая встреча состоялась 10 сентября. На ней глава МИД КНР Ван И и его индийский коллега Субраманьям Джайшанкар договорились пойти на шаги по укреплению взаимного доверия для обеспечения мира вдоль своей спорной границы, а также для предотвращения любых действий по эскалации сложившейся ситуации, хотя упоминаний об отводе войск не было.
Встреча прошла на фоне того, как неделей ранее во время переговоров в российской столице министры обороны двух стран Вэй Фэнхэ и Раджнат Сингх не смогли найти выхода из сложившегося тупика.
Министры иностранных дел КНР и Индии вновь заявили о необходимости снижения напряженности и предотвращения наращивания военного потенциала по обе стороны границы после произошедшего 7 сентября возле озера Пангонг в Ладакхе инцидента, в рамках которого впервые с 1975 года было применено огнестрельное оружие.
Хотя на протяжении долгого времени Москва и занимала нейтралитет в этом затяжном споре, в том числе не вмешивалась в краткосрочный и кровопролитный пограничный конфликт в 1962 году, ее стремление скоординировать переговоры Пекина и Нью-Дели, уверен ряд экспертов, указывает на то, что ставки для России в этом вопросе высоки.
Так, доцент Дальневосточного федерального университета России Артем Лукин отметил, что Москва продвигала идею «треугольника» Россия-Индия-Китай (РИК) с конца 1990-х годов. Идея о возможности подобной организации принадлежит тогдашнему министру иностранных дел Евгению Примакову, который видел в ней противовес политик альянсу под руководством США.
Источник: