Турция — это новая Россия? Такой вопрос все чаще задают себе лидеры стран ЕС, наблюдая за тем, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган проводит всё более агрессивную внешнюю политику. Так, он не только стал использовать мигрантов как рычаг давления на Евросоюз, но и развернул свои вооруженные силы для расширения сферы влияния Турции по всему Ближневосточному региону, пишет Марк Леонард в статье, вышедшей 4 августа в The Strategist.
После окончания холодной войны в Европе безопасность стали рассматривать через призму однополярного Запада. Пока НАТО гарантировало безопасность в военной сфере, ЕС — со своим громадным сводом правил, насчитывающим 80 тыс. страниц и касающимся всего, от прав сексуальных меньшинств до уровня шума газонокосилки, — обеспечивал правовой порядок. Еще в 1990-х годах было широко распространено мнение, что два крупных не западных региональных игрока, Россия и Турция, будут постепенно приспосабливаться к этой договоренности.
Но за последние 15 лет мечта европейской однополярности сменилась многополярной реальностью. И у России, и у Турции долгие и крайне непростые отношения с ЕС, и они, возглавляемые национальными лидерами, которые «презирают нормы и ценности ЕС», выбрали более решительный курс.
То, как между ЕС и Россией происходило обострение, хорошо известно, что нельзя сказать об отношениях ЕС и Турции. Война в Ираке в 2003 году осложнила отношения Анкары с НАТО, а ее отношения с Брюсселем ухудшились в 2007 году, когда Франция заблокировала ключевую часть переговоров по вступлению республики в ЕС. С тех пор Турция начала прокладывать собственный путь в Сирии, на Балканах и в Ливии, а также поддерживает новые связи с Россией и Китаем.
Безусловно, отношения между Турцией и Россией не менее сложны, не в последнюю очередь потому, что Эрдоган и президент России Владимир Путин поддержали разные стороны в гражданской войне в Сирии. Наибольшее похолодание наступило тогда, когда Турция сбила российский фронтовой бомбардировщик Су-24 в 2015 году. В ответ на это Путин ввел санкции, которые посеяли хаос в турецкой экономике и побудили Эрдогана пойти на нехарактерные для него извинения.
Источник: