Низкое качество законодательного регулирования деятельности топливных компаний создает проблемы там, где их легко можно было бы избежать. Например, во многом рукотворным был топливный кризис, разразившийся в мае-июне этого года. Решения принимаются либо вообще без учета мнения тех, кого они затрагивают, либо учитывается мнение только одной стороны. К чему приводит такой подход, читайте в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), подготовленном для ИА REX.
В недавнем письме, направленном Минфином в адрес Независимого топливного союза, было официально признано, что в вопросе розничных цен на топливо ведомства руководствуются принципом «инфляция минус». Это, конечно, всегда было секретом Полишинеля: представители топливной розницы в разговорах часто ссылались на распоряжение властей, запрещающее им повышать цены быстрее официальной инфляции. Однако представители государства постоянно уверяли, что ни о каком регулировании рынка нет и речи. Сейчас, похоже, отношения решили узаконить.
Беда в том, что ни производителей, ни оптовых поставщиков топлива этот принцип ни к чему не обязывает. Более того, высокая цена бензина на выходе с НПЗ выгодна и государству. Дешевая нефть лишает бюджет запланированных доходов, зато позволяет получать десятки миллиардов рублей в месяц за счет демпфера, который тем выше, чем больше разница между ценами внутреннего рынка и экспортной альтернативой.
Результатом такого совпадения интересов стали «майские указы», направленные на поддержание стабильно высоких цен на топливном рынке. Запрет импорта нефтепродуктов с одновременным снижением нормативов их биржевой продажи нефтеперерабатывающими заводами, по замыслу авторов этих инициатив, должны были предотвратить затоваривание в условиях пониженного из-за карантина спроса.
Парадокс в том, что разрабатывались эти меры в апреле, когда спрос реально упал, а введены были в мае, когда уже было очевидно, что потребление автомобильного топлива восстанавливается куда быстрее, чем ожидалось. Но запущенную машину это не остановило. Результатом, как известно, стал рекордный рост котировок на топливных торгах Санкт-Петербургской биржи и оптовых цен, поставившие розничных продавцов на грань рентабельности, а иногда и за эту грань.
Источник: