Между Багдадом и Вашингтоном прошли переговоры по вопросу военного американского присутствия в Ираке. Из-за пандемии коронавируса они велись в режиме видеоконференции. В них приняли участие представители оборонных ведомств, министерств внутренних дел, финансов и иностранных дел. К этому событию приковано повышенное внимание, как со стороны стран Ближнего Востока, так и внешних игроков, пытающихся определить перспективы политики США в этом регионе мира.
Напомним, что диалог в разных форматах между двумя странами об условиях пребывания американских военных в Ираке шел давно. Но в конце прошлого года ситуация стала обостряться: в районе города Киркук была обстреляна американская военная база, на что США ответили авиаударами, но по иранским объектам на территории Сирии и Ирака. В Багдаде начались антиамериканские протесты, в ходе которых иракские шииты вступили в столкновения с американскими силами безопасности и попытались взять штурмом посольство США. В ответ последовал приказ президента США Дональда Трампа об уничтожении командующего Силами специального назначения «Кодс», входящими в КСИР, иранского генерала Касема Солеймани. Он был убит в ночь на 3 января на территории аэропорта Багдада, после чего парламент Ирака проголосовал за вывод иностранных войск с территории страны, а также высказался за пересмотр формата сотрудничества с возглавляемой США международной антитеррористической коалицией. В Вашингтоне возмутились. Трамп заявил, что «США не собираются выводить свои войска из Ирака до тех пор, пока Багдад не расплатится за построенную на американские деньги военно-воздушную базу, которая стоила миллиарды долларов».
Такой ход событий не предвещал ничего хорошего. Хотя Трамп и раньше говорил о намерениях вывести войска с Ближнего Востока, как писало в этой связи американское издание Foreign Affairs, «в конце концов, он не последний и не первый президент США, который начинал с обещания снизить присутствие США на Ближнем Востоке, а потом оказывался втянутым в события в регионе — неохотно, но очень глубоко». Так выставлялся прогноз действий Вашингтона в отношении Багдада: использовать «агрессивную дипломатию для достижения более долговременных и стабильных результатов» при том, что до определенного момента вообще было неясно, согласятся американцы уйти из Ирака или нет. Напомним, что США в 2003 году свергли режим Саддама Хусейна и установили свой контроль над страной, которая занимает второе место по доказанным запасам нефти в мире. В 2011 году было заявлено, что американцы покинут Ирак, однако в 2014 году они вернулись обратно ради противостояния террористам из группировки ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). А уже при Трампе как президенте Ирак оказался чуть ли не главным региональным центром чуть ли не вооруженного противостояния между США и Ираном.
Источник: