В отношениях Европейского союза и Турции все меньшую роль играют переговоры по присоединению и все больше — разница во внешней политике. Причина этого – в отдалении Турции от копенгагенских критериев, и в проблемах стран Союза, вызванных ее политикой в восточной части Средиземного моря. В конце концов Европейский союз начал разработку нового подхода к Турции. Чтобы он увенчался успехов, ЕС должен указать Турции на то, что улучшение отношений может произойти только после отказа от действий, которые бьют по интересам стран Союза, пишет эксперт Польского института международных дел Карол Василевски.
Эксперт обращает внимание, что ЕС и Турция не разработали пока модель развития отношений, которая обозначила бы рамки и принципы сотрудничества и была бы выгодной обеим сторонам.
«Перенос центра тяжести европейско-турецких отношений с процесса присоединения на внешнюю политику выгоден ЕС и может помочь нормализовать эти отношения перед лицом фиаско переговоров о присоединении. Также позволит сконцентрироваться на более серьезных проблемах вместо попыток привести к изменениям во внутренний политике Турции. Отказ от условности на уровне внутренней политики помимо прочего может разблокировать те инструменты влияния ЕС на Турцию, которые не были использованы в том числе из-за желания некоторых стран-челнов обусловить их демократическими изменениями в стране», — пишет эксперт .
По мнению Карола Василевского, ЕС мог бы не только продолжить сотрудничество и финансовую помощь в миграционной сфере, но и, например взяться за расширение возможностей таможенного союза. Сильным экономическим инструментом, который может подействовать на Турцию, может быть призыв к европейским компаниям, которые в результате пандемии COVID-19 хотели бы вывести свои ресурсы из Китая, перенести бизнес в Турцию.
«Ключевым на сегодня, однако, является занять четкую позицию по отношению к Турции и ясно указать цену действий против интересов ЕС. Это означает, что новый подход ЕС к Турции должен быть дополнен ощутимыми санкциями. Европейский союз должен осознавать, что длительное улучшение в отношениях с Турцией требует решение проблем в восточной части Средиземного моря, в том числе и кипрского вопроса», — говорит эксперт.
Источник: