Можно по-разному относиться к польской внешней политике, но трудно по-человечески не посочувствовать министерству иностранных дел Польши и его дипломатам. Похоже, что МИД стал главным «нелюбимым ребенком» в глазах правящей партии «Право и Справедливость» (PiS). С момента ее прихода к власти в 2015 году министерство штормит и опускается на дно.
Фактически сегодня оно уже не только не принимает важные решения или участвует в их принятии, но и утрачивает способности и компетенции реализовывать волю Варшавы. От того МИД, каким он был во времена правления ныне оппозиционной «Гражданской платформы», осталась лишь бледная тень. Руководство «Права и Справедливости» последние годы активно «чистило» министерство иностранных дел. Сам принцип ротации кадров является естественным, люди приходят и уходят, времена меняются, и становится нужна свежая кровь. Однако вопрос в том, кто появляется на смену. Глядя на то, что делает PiS, складывается впечатление, что эта партия враждебно относится к любым дипломатам, какой бы политической ориентации они не были. Так, одним из первых решений было увольнение из МИД Польши тех работников, которые когда-либо учились в Москве. Хотя многие польские эксперты выражают сожаление о том, что в стране нет специализированного института подготовки специалистов в сфере внешней политики, и призывают Варшаву взять пример с российского МГИМО.
И что в итоге? Как рассказал на днях польской газете Rzeczpospolita ушедший в отставку министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович, «на уровне министра и заместителей министра в настоящее время в МИД нет никого, кто прошел бы дипломатическую школу и карьерную лестницу или хотя бы занимал какую-либо должность в нём». То есть профессионалы, которые знают, по каким лекалам работают их коллеги в министерствах иностранных дел других стран, попросту отсутствуют. Это означает методологическую уязвимость польской внешней политики, поскольку иностранные дипломаты с их знанием профессиональных хитростей и приемов получают фору перед своими польскими визави. Отсутствие практики отражается и на процессе согласования решений в самих коридорах польской власти, в том числе на европейском направлении, которое подмял под себя премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Отметим также, что в своем интервью Чапутович продемонстрировал характерное для времен правления PiS качество: как и его предшественник, Витольд Ващиковский, он критически отозвался о некоторых аспектах внешнеполитической деятельности Варшавы.
Источник: