Вчера в Вашингтоне прошла долгожданная встреча делегаций Белграда и Приштины, т. е. президента Сербии Александра Вучича и премьер-министра так называемого Косово Авдуллаха Хоти. Несмотря на то, что переговоры велись при не уполномоченном посредничестве США, ведь единственным законным посредником в решении этого вопроса являются ЕС и, косвенно, Совет Безопасности ООН, оказалось, что анонсированный «важнейший в истории документ» оказался лишь катастрофическим шагом для международных интересов Сербии.
Прежде чем рассматривать содержание этого документа, его необходимо правильно определить. Поскольку речь идет о документе, который не имеет двух подписавших сторон ни в одной из версий, а был подписан отдельно Вучичем и Хоти, это не международный договор. С другой стороны, единственное, что подписал президент Трамп — это были «благодарности» Вучичу и Хоти за их готовность к сотрудничеству. Поэтому США, конечно, нельзя считать стороной договора. Кроме того, даже содержание документов, подписанных Хоти и Вучичем, отличается в одном, последнем пункте. Таким образом, этот документ не может быть ни договором, ни международным, ни каким-либо другим соглашением, он не имеет юридической силы, не влечет за собой никаких юридических последствий, и его неисполнение не влечет за собой какие-либо правовые санкции. В лучшем случае подписанное можно считать «письмом о намерениях», но даже как таковое оно имеет бесчисленные (негативные для Сербии) политические последствия.
Примечательно, что даже беглым взглядом на документ видно, что «подписывающие стороны» — «Сербия (Белград) и Косово (Приштина)». Другими словами, в отличие от того, что ранее было согласовано под эгидой ЕС в качестве стандарта для документов этих сторон (звездочка рядом с названием «Косово» и сноска о соблюдении Резолюции 1244), в данном документе этого нет. Задача сербских юристов сейчас — оценить, есть ли в подписании сформулированного таким образом документа элементы преступного акта нарушения конституционного порядка, за которое Вучич рано или поздно будет привлечен к ответственности за Брюссельское соглашение 2013 года.
Источник: