Украина в «Люблинском триангле»: взгляд в прошлое — chasodei.ru

28 июля 2020 года министры иностранных дел Украины, Польши и Литвы — Дмитрий Кулеба, Яцек Чапутович и Линас Линкявичюс — объявили о создании новой инициативы регионального сотрудничества, Люблинского треугольника («триангла»), которая будет сосредоточена на культурных, экономических и стратегических интересах трех стран Центральной Европы.

Это не первая общая внешнеполитическая акция в их совместной истории. Они уже сотрудничают в сфере безопасности с созданием литовско-польско-украинской бригады имени Великого гетмана Константина Острожского (LitPolUkrBrig) в 2014 году в, опять-таки, городе Люблин. Бригада предназначена для выполнения задач, поставленных перед ней ЕС, НАТО и ООН. До настоящего времени бригада активности не проявляла, за исключением участия в 2016 году в дидактических учениях под немного смешным названием «Храбрый оркестр» (Brave Band), и до настоящего времени остается только символом надежд на усиление роли Центральной Европы в ЕС и содействие европейской и евроатлантической интеграции Украины.

Каковым является, собственно, и Люблинский Триангл. Только новый проект интеллектуальнее — с исторической ретроспективой. В европейских СМИ обратили внимание, что «новый формат направлен на то, чтобы сблизить три страны и повторить их исторические связи, а именно — литовско-польское содружество 17-го века, которое включало большую часть современной Украины в свои границы». Однако именно это и пугает. Потому что именно эти связи, в конце концов, привели к исчезновению средневековых Польши и Литвы и тому периоду, который в истории Украины по праву называется «Руиной».

Начать следует с XIV века, когда давление немецкого Тевтонского военно-монашеского ордена поставило под сомнение само существование и Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Орден был на подъеме, а в Польше, после смерти короля Людовика Великого в 1382 году, королевой стала восьмилетняя, но не по-детски умная, Ядвига. О ней впоследствии говорил историк Ян Длугош: «Все, что она говорила или делала, указывало почтенность серьезного возраста». В том числе — и ее брак. Двенадцати лет она вышла замуж за Великого князя Литовского Ягайла, который ради польской короны перешел в католицизм. Что же, «Париж стоит мессы», как заметил впоследствии французский король Генрих IV Великий. Краков, наверняка, тоже ее стоит.

Источник: iarex.ru