Известный архангельский яхтсмен, решивший заняться судостроением, Евгений Шкаруба продолжает свой бесконечный конкурс по сбору фотографий и материалов об исчезающем народном промысле — северных лодках: «Главное, что произошло за последний месяц — мы создали сайт «Заветный флот», где систематизировали все поступившие материалы. Из самого интересного по лодкам за последний месяц — карбасы из Каменихи. Они еще недавно ходили под парусами».
Сайт имеет разделы — статьи о лодках-соломбалках, речных лодках. Раздел находки — «Фотопроект-2020», интерактивную карту находок, архив материалов. Раздел об авторах и партнерах проекта. Сайт пока, как только открытый музей, имеет много пустых полок. Но главное — он простой, удобный и систематизирует память о народном мореплавании и судах. Присылать материалы на конкурс следует по адресу: info@zavetflot.ru, Виталию Дробиленко, телефон +7 977 925 2192
Северодвинский краевед Федор Петрович Соснин рассказал, как делали лодки в его родной деревне Лая: «Особым ремеслом рукоделья на селе было изготовление деревянных лодок, их называли осиновки, долблёнки, челноки, стружки. Лодки изготавливались мастерами из толстой осины, выдалбливая её изнутри, придавая острую и гладкую форму снаружи, а затем вымачивали в реке все лето. Далее лодку распаривали на угольной жаре длинного костра, и специальными распорками осторожно разводили борта стружков, с такой осторожностью, чтобы не образовалась трещина в теле лодки. В этом деле помогал только опыт мастерового. К бортам пришивали гвоздями борта из еловых досок. Так получалась легкая, грузоподъемная и ходкая лодочка.
Управлялась лодка при помощи деревянного весла с длинным гребным опереньем, для чего самый сильный и опытный член команды с таким веслом ставился кормовым, он же выполнял обязанности рулевого, капитана, и главного привода лодки. При необходимости, кормовой ловким взмахом весла выгребал из челнока скопившуюся воду. Пацаны порой бравировали таким мастерством, подчеркивая свою принадлежность к опытным «капитанам» речного флота.
Источник: