Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал исторический шаг, который будет иметь долгосрочные последствия. Он подписал указ об изменении статуса бывшего собора Святой Софии — музея Айя-Софии, одного из главных символов христианского мира, который снова преобразовывается в мечеть. Такое стало возможным после того, как соответствующее решение было принято решением Государственного совета Турции.
Что стоит за действиями турецких властей, ведь возвращение Айя-Софии в лоно ислама содержит много символов и смыслов? Обозначим некоторые из них. Прежде всего Эрдоган продемонстрировал, что окончательно порывает с эпохой Ататюрка, который придал в 1934 году Айя-Софии статус музея, подчеркивал курс страны на европеизацию. Теперь Турция окончательно возвращает себя в исламский мир, завязав статус светского музея на вопросы национального суверенитета. Интерес к созданию новых мест мусульманского культа проявился в 2010-е годы, отмечает The American Conservative. В начале 2013 года церковь Святой Софии в Трабзоне открылась как мечеть. На протяжении полувека ранее она исполняла функции музея с восстановленными там византийскими фресками. За два года до того превратили в мечеть и собор Святой Софии в турецком городе Изник. Похожая ситуация произошла с храмом Святой Софии в Никосии на территории Турецкой Республики Северного Кипра, теперь это мечеть Селимие.
Но, пишет британское издание Financial Times, сейчас «Эрдоган пробудил духи Средневековья, напомнив всем, что в 1453 году турки, захватив Константинополь, выступили как пришлые в регион захватчики». А теперь вопрос о статусе Святой Софии подается в Европе как «возвращение ко временам Средневековья» и «с позиций христианского единства и освобождения». Можно согласиться с мнением старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова и доцента Дипломатической академии МИД России Владимира Аваткова о том, что «Эрдоган как бы вторично завоевывает Константинополь, пытается позиционировать себя как одного из ключевых игроков в трех мирах: в тюркском, новоосманском и исламском мирах». В то же время это наводит на мысль, что в скором будущем отношения Европы с Турцией будут иметь религиозную составляющую и при определенных условиях обрастать кризисными явлениями. Тем более что Анкара демонстрирует усиление консерватизма, направленного вовне, что неизбежно станет сказываться на политике Турции не только на пространстве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.
Источник: