В конце прошлого года, 31 октября, Александр Лукашенко подписал два указа — № 401 «О параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год» и № 402 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год». В них содержатся ключевые плановые показатели на нынешний год — кризисный не только для Белоруссии.
Ещё в 2019 году белорусские и зарубежные эксперты оценили утверждённый Лукашенко официальный прогноз как неадекватный. С началом пандемии, которую белорусский лидер называл «коронапсихозом», стало окончательно ясно, что ни о каком приросте ВВП Белоруссии на 2,8% не может быть и речи.
Тем не менее Лукашенко требовал от правительства (прежнего и нынешнего составов) претворения в жизнь заведомо невыполнимого официального прогноза. Совмин, чтобы хоть как-то сохранять лицо, придумал ещё несколько параллельных и тоже официальных прогнозов.
«В белорусском правительстве рассчитывают выполнить задачи, поставленные главой государства, и как минимум сохранить ВВП на уровне 2019 года. Для таких прогнозов есть обнадеживающие предпосылки», — заявил 23 июля председатель белорусского совмина Роман Головченко.
Безответственность и откровенная ложь, судя по речам высших чиновников Белоруссии, по-прежнему правят бал. И если при этом факты оказываются неудобными, то тем хуже для фактов.
Особенности подсчёта ВВП, инфляции и других важнейших показателей в Белоруссии общеизвестны. Работает пресловутый «калькулятор Лидии Ермошиной», запрограммированный на выдачу нужного пропагандистам результата.
На невменяемость руководства Белоруссии указывает факт отсутствия коррекции официального прогноза при том, что уже известны данные Национального статистического комитета за первое полугодие. По официальным данным, ВВП вместо роста продемонстрировал падение на 1,7%.
НИЭИ Минэкономики может набраться смелости и рассмотреть проблему хронических провалов официальных прогнозов (в том числе пятилетних планов) в ходе октябрьской XXI Международной научной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития». Также в октябре Институт экономики Национальной академии наук Белоруссии проводит Международную научно-практическую конференцию «Стратегия развития экономики Белоруссии: вызовы, инструменты реализации и перспективы» — представители этого госучреждения тоже участвуют в планировании, и им тоже есть что сказать о качестве своей работы.
Источник: