Рассмотрение кейса (не)разработки Куштау всё чаще отсылает к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Сначала «Башкирская содовая компания» (БСК), чувствуя своё всесилие и крепкие лоббистские позиции в федеральной и региональной власти, отправляла «информационных гонцов» с новыми и новыми требованиями расширения своих притязаний на сырьевой фонд республики, стремясь заполучить самые лакомые объекты, невзирая на их охранный статус и значение для народа Башкири. Затем, когда терпение общества иссякло, руководство БСК рискует не только утратить своё феодальное влияние в регионе, оставшись у разбитого корыта, но и лишиться в принципе этого самого корыта.
Разворот ситуации на 180 градусов под общественным давлением — редкий случай для внутренней политики России. Такое могло происходить при смене руководства региона или собственников организации, но чтобы одни и те же акторы в момент разворачивали ситуацию — нонсенс. Некогда «всесильные» менеджеры БСК теперь могут потерять компанию, а находившаяся под напором критики администрация Башкирии — стать «собирателем» утраченных республиканских богатств. Еще две недели назад руководство Башкортостана выступало рупором и защитником интересов БСК, а сегодня Радий Хабиров ва-банк идёт на отрытый конфликт с одним из крупнейших плательщиков дивидендов в республиканский бюджет, подключив все свои контакты на федеральном уровне.
Вчера (26 августа) Владимир Путин публично поддержал протестующих, потребовав скорейшего разрешения данного конфликта, а также проверки законности приватизации «Башкирской содовой компании». Очевидно, что основной фактор, повлиявший на позицию президента — информация о том, что сверхприбыль компании активно выводится в офшоры, а не идёт на развитие региона, хотя ещё в начале третьего срока Путин давал чёткие сигналы, что капитал должен быть возвращён в страну из офшорных компаний. Интересно, что В. Путин выразил недоумение тем, что в начале 2013 года республика «абсолютно чудесным образом» лишилась контрольного пакета акций предприятия, хотя ситуация все эти годы была известна и широко обсуждалась, но ни недовольства, ни конкретных действий со стороны администраций Хамитова (Рустэм Хамитов руководил республикой с июля 2010 года по октябрь 2018 года — прим.) и Хабирова не наблюдалось.
Источник: