В предыдущей публикации читатель получил возможность препарировать историческую действительность на глубину двух минувших столетий в разрезе наиболее популярных экономических теорий. Проделав эту колоссальную работу, он мог убедиться, что начавшийся в 2008 году глобальный экономический кризис, получивший неофициальное пока наименование Великой рецессии, стал закономерным следствием очередного исчерпания возможностей экономики прибыли и ссудного процента удерживать темпы количественного роста, необходимые для обслуживания долговой процентной пирамиды.
Ключевой проблемой количественного роста остается неизбежное насыщение спроса всеми товарами и услугами, которые может предложить потребителю сложившийся технологический уклад. Потребителей всё сложнее заставить потреблять ещё больше, рост потребления замедляется, накопленный дисбаланс производства и потребления растет и не покрывается новыми займами. Не спасает положение и рост доходов домохозяйств, всё большая часть которых направляется не на потребление, а в долговые пузыри финансовых накоплений и финансовых спекуляций.
Для разрешения накопленных системных проблем необходим переход к новому технологическому циклу (укладу) с новым качеством производства и предложения принципиально новых товаров и услуг, обладающих совершенно новыми потребительскими свойствами. Неспособность экономики прибыли заблаговременно, в бескризисном режиме перейти к новому технологическому укладу вызывает глубокие затяжные кризисы в заключительной фазе каждого длинного (кондратьевского) экономического цикла.
Между тем кризисные менеджеры, посвященные в таинства современной экономики, учли «ошибки прошлого». В связи с начавшимся в 2008 году новым мировым кризисом Федеральный резерв США действует прямо противоположно тому, как он действовал в период Великой депрессии 1929−1939 годов. Он восполняет денежной эмиссией потери денежной массы из-за схлопывания финансовых пузырей и создает запас ликвидности финансовой системы под новый спрос дополнительной эмиссией по близкой к нулевой ставке. Благодаря мягкой финансовой политике, повторения «великой депрессии» удалось избежать, экономическая система перешла в текущее состояние затяжной рецессии в ожидании массового внедрения технологий нового цикла.
Источник: