Понимание йоги в Индии и на Западе достаточно сильно разнится вне зависимости от знаний об индийской цивилизации европейцев, и вряд ли эта граница когда-нибудь сотрётся окончательно. Йога — это, прежде всего, концентрация тысячелетнего духовного опыта индийского народа, в котором внешняя ориентация на телесное — только малая верхушка айсберга. Конечно, подобное утверждение совершенно не означает, что с самого рождения все индийцы йоги. Скорее, уместно утверждать то, что упомянутая практика становится и отзвуком первой индийской цивилизации Хараппы, и живым дыханием священных текстов-упанишад в повседневной жизни современных народов Индостана.
Такой внушительный багаж порождает и проблемы. Существует множество трактовок конечной цели со стороны условного европейского сообщества, которые, как правило, обретают вид крайностей: либо академическая вивисекция столь многогранного феномена, либо примитивизация со стороны потребителей фитнесс-индустрии. Естественно, что, пытаясь рассказать о йоге, впадаешь в определённый дуализм. С одной стороны, мы говорим о сегодняшней повседневной практике, с другой, об огромной исторической дистанции, которая включает в себя Бхагаватгиту, Йога-сутру и множество других источников.
Современная йога — многоуровневое явление, имеющее социальную значимость как для отдельного человека, так и для общества. Йога как религиозно-философское учение в прошлом и в настоящем рассматривала человека как единое целое. Холистический взгляд предполагает умение владеть всем телом и дыханием, что даёт контроль над нервной системой и внутренними процессами организма, а всё в целом позволяет управлять психикой и ментальным состоянием человека в таком объёме, что кажется волшебством для непосвящённых. Это означает иной подход человека к себе, другим людям и к миру. Поэтому йога для многих наших современников не только определённый досуг, но и образ жизни. Причём не только и не столько в Индии, но и во многих странах на всех континентах вне зависимости от культурных традиций.
Источник: