Как Польше поднять отношения с Россией с низшего уровня — chasodei.ru

Высокая политика иногда разыгрывается на сценах, казалось бы, для этого не предназначенных. Одна из таких постановок была показана на днях в эфире программы «Большая игра» Первого канала. Она вышла в эфир 19 июня и была посвящена среди прочего польскому аспекту в контексте опубликованной на страницах американского издания The National Interest статьи президента России Владимира Путина «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим».

В качестве разыгрывающих в программе выступили генеральный директор The National Interest Дмитрий Саймс и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В ходе дискуссии Саймс, обращаясь к Пескову, сказал: «Я вас, что называется, поощрил сказать, что Польша представляет угрозу России. А вы это сделать не захотели. Так? И если так, то почему?» Как ответил пресс-секретарь российского президента, «сама по себе Польша вряд ли может представлять угрозу для России. Но как страна, готовая, как вы правильно заметили, предоставить свою территорию для военной инфраструктуры третьих стран или такой организации, как Североатлантический альянс, — это представляет угрозу для нас». А до того он говорил, что «наши отношения сегодняшние с Польшей не просто оставляют желать лучшего — они плохие. Они плохие, и они, наверное, находятся на самом низшем возможном уровне». Парадокс здесь в том, что это «явно противоречит интересам наших двух стран, потому что народы наших двух стран были бы заинтересованы в обратном». Песков привел пример с польскими фермерами, которые лишились доступа на российский рынок. Произошло, напомним, это после того, как Варшава присоединилась к санкциям против России, введенным в 2014 году.

Но тогда была другая геополитическая ситуация. Европейский союз выглядел единым целым, никто еще не помышлял о том, что Великобритания может покинуть ЕС, отношения с США при определенных тактических разногласиях остались в рамках трансатлантического альянса. Сейчас обстановка качественно изменилась. Европа осознает, что ее партнерство с Вашингтоном уже не то, что раньше, американо-китайская война заставляет европейцев делать выбор, и Брюссель, похоже, не намерен следовать за США в этом вопросе. Да и в целом стали трещать прежние глобальные союзы. Лихорадит Евросоюз, лихорадит НАТО, перестают иметь значение прежние международные площадки, где определялись правила игры, как, например, ВТО. Снова, как и перед Второй мировой войной, смысл приобретают двусторонние альянсы и отношения с ближайшими по карте соседями. Это демонстрируют в старой Европе, когда после возобновления политики личных контактов после периода видеоконференций президент Франции Эммануэль Макрон отправился не куда-нибудь, а в Великобританию, уже практически не член ЕС, но давний исторический партнер-соперник. Отчего-то такая политика оказывается несвойственна польским элитам, которые выглядят как люди, которые руководствуются старыми историческими обидами, «моральными ценностями» собственного изготовления, но не способны ко взаимовыгодному обмену.

Источник: iarex.ru