Опытные шахматисты могут просчитать позиции на доске на семь, десять и даже больше ходов вперед. Безусловно, чтобы развить такой навык, нужны время и практика. Но даже самый талантливый игрок всё же столкнётся с одной проблемой: он не может знать, как отреагирует противник. Оценить возможные ходы противника и затем выбрать лучшие варианты ответов на них — непростая задача.
Внешняя политика — это не игра, но и здесь аналогия с шахматами довольно уместна: несмотря на неопределенность неизвестных факторов и внезапные изменения, большинство иностранных правительств, как правило, действуют довольно предсказуемо, исходя из определенного «политического климата», то есть большинства общепринятых взглядов, разделяемых лицами, принимающими решения, и их советниками. В связи с этим актуален вопрос, возможно ли предсказать поведение России, исходя из нынешнего политического климата в Москве, пишут политический психолог из Университета Джорджа Мейсона Эрик Шираев и профессор кафедры международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Константин Худолей в статье, вышедшей 20 сентября в The National Interest.
Почти со стопроцентной уверенностью можно говорить о том, что какая бы администрация ни пришла в Белый дом в январе 2021 года, на тот момент и в обозримом будущем можно будет ожидать лишь незначительных изменений во внутриполитической ситуации в России. Существующему политическому климату, имеющему отношение к внешней политике, не бросит вызов никакая новая влиятельная политическая группа или народное движение. Не стоит также ожидать и скорых изменений в стратегическом видении Россией остального мира. Каковы ключевые компоненты этого видения?
Во-первых, московские элиты по-прежнему считают, что западная политическая система находится в упадке, и сейчас этот упадок лишь обостряется. Мировой финансовый кризис 2008 года, последовавший за ним длительный экономический спад, кризис евро 2015 года, Brexit, а также экономические и политические последствия пандемии 2020 года — всё это используется российскими комментаторами как свидетельства того, что Запад теряет свое доминирующее положение в мировой экономике и финансах.
Источник: