Нарвик и победа Гитлера в битве за Скандинавию — chasodei.ru

Линия обороны Финляндии на Карельском перешейке была прорвана, Выборг взят, советско-финляндская война завершена. Передовица «Правды» оценила договор между Москвой и Хельсинки по её результатам следующим образом:

«Советский народ достиг того, чего он хотел. Он обязан в этом своей героической Красной Армии, память о подвигах которой будет вечно жить в советском народе. Он обязан этим мудрой и твердой политике своего правительства, которое никогда не поступится интересами советского народа и сумеет настоять на своем для мира, безопасности и покоя советской страны».

В таком же стиле реагировали «Известия»:

«Мудрая, мирная политика СССР, опирающаяся на несокрушимую мощь нашей славной Красной армии и Военно-Морского флота, выбила пылающий факел из рук поджигателей войны. Подписанный 12 марта мирный договор между Советским Союзом и Финляндией наносит сокрушительный удар далеко шедшим планам поджигателей войны на севере Европы».

Итак, Финляндия вынуждена была обратиться к СССР с предложением о мире. Надежды на помощь из-за рубежа не было, что было отмечено и в приказе Маннергейма по армии, а также в обращении главы МИД Таннера к гражданам страны и главы правительства Рюти — к Сенату. Уступки Хельсинки были весьма значительными, Финляндия потеряла территории, ресурсы которых составляли около 15% благосостояния страны, число беженцев составило до 400 тыс. чел. В своем выступлении на Шестой сессии Верховного Совета Молотов обрисовал случившееся как борьбу против созданного империалистами плацдарма для нападения на СССР. 31 марта 1940 г. Карельская АССР была преобразована в новую союзную республику — Карело-Финскую. Большая часть приобретенных территорий была включена в состав КФССР. Её и возглавил Куусинен. Все эти преобразования для Хельсинки были недвусмысленным намеком на то, что в Москве не отказались от старых планов решения финского вопроса.

Союзники тем временем рассматривали план десанта в норвежском Нарвике, формально — для дальнейшего движения в Финляндию через территорию Швеции. Стокгольм, чьи симпатии целиком и полностью были на стороне финнов, не торопился давать согласие на столь явное нарушение нейтралитета. Политически Швеция ориентировалась на Францию и Англию, с ними же она была тесно связана торговыми интересами. Великобритания была основным импортером для практически всего Скандинавского полуострова. Однако это отнюдь не означало готовности шведов рискнуть своим нейтралитетом.

Источник: iarex.ru