Нужно много лет заниматься проблемами Закавказья в целом и нагорно-карабахским конфликтом в частности, чтобы вновь заявить, что проблема урегулирования этого конфликта загнана в глухой тупик. Как пишет известный английский эксперт Томас де Ваал, «уже на протяжении десятилетий во всей Европе существуют только всего две страны, Азербайджан и Армения, находящиеся в состоянии войны друг с другом». Но это странная какая-то война. С момента подписания перемирия в 1994 году она только дважды и то кратковременно переходила в активную фазу — в апреле 2016 года в Карабахе и в середине июля сего года в районе Товуза на азербайджанско-армянской границе вне зоны нагорно-карабахского конфликта. Эти два эпизода остаются во многих отношениях загадочными и не проясненными. Многие эксперты не считают их случайными, полагая, что речь нужно вести о специально подготовленных операциях с конкретными сценариями и поставленными целями. Но кто ведет все же игру?
Выход из апрельской войны 2016 года на этапе военного противостояния осуществлялся под мощным давлением Москвы на Баку и Ереван. Дипломатическим обеспечением занимались страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые подготовили и провели Венские и Санкт-Петербургские соглашения, что предусматривали создание системы мониторинга на линии соприкосновения сторон и появление международных наблюдателей. Объективно в случае реализации этих положений нагорно-карабахский конфликт еще более бы консервировался, а в перспективе события могли развиваться по косовскому сценарию. В начале октября 2016 года президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с интригующим заявлением: «На нас за закрытыми дверями оказывается давление с целью принудить к соглашению на признание независимости Нагорного Карабаха. Мы не раскрываем многие детали, потому что есть правила дипломатии. Азербайджан никогда не согласится на это».
По некоторым данным, с такой идеей выступал тогда госсекретарь США Джон Керри, вводя в единую политическую плоскость проблемы нагорно-карабахского урегулирования и многолетний палестино-израильский конфликт. Подходы США к урегулированию палестино-израильского конфликта — если рассматривать их как модель — выстраивались следующим образом: существования двух государств, Израиля (как еврейского государства) и Палестины (как государства палестинского народа). Если проецировать это на нагорно-карабахский конфликт, то Азербайджану могло быть предложено (по словам Алиева, «оказывалось давление») признать независимость Нагорного Карабаха. Не случайно в дальнейшем азербайджанский президент в диалоге с премьер-министром Армении Николом Пашиняном вообще снял с переговорной повестки Венские и Санкт-Петербургские договоренности. Это была вторая победа бакинской дипломатии, если первой считать вывод Степанакерта из переговорного процесса в качестве одной из конфликтующих сторон.
Источник: